Найти тему
История и истории

Крест тамплиеров: 5 причин, почему был уничтожен орден Храма

Оглавление

В 1120-е годы аббат Бернар Клервоский, мистик и духовный авторитет, главный вдохновитель Второго крестового похода, пишет о братьях ордена Храма:

"Они ненавидят шахматы и кости; им отвратительна охота; они не находят обычного удовольствия в смешной погоне за птицами. Они избегают мимов, фокусников и жонглеров и питают отвращение к ним, к песням легкомысленным и глупым. Они стригут волосы коротко, зная, что, мужчине не пристало ухаживать за своими волосами. Их никогда не видят причесанными, редко - умытыми, обычно - с всклокоченной бородой, пропахшими пылью, изможденными тяжестью доспехов и жарой".

В пятницу 13 октября 1307 года последний великий магистр тамплиеров Жак де Моле арестован в Тампле - парижской резиденции ордена. Следом идут аресты храмовников по всей Франции. Их бросают в темницы, подвергают пыткам, добиваясь признаний в ереси, содомии и прочих смертных грехах.

18 марта 1314 года Жака де Моле по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого сжигают на костре. Двухвековая история ордена тамплиеров, самого богатого и самого могущественного из военно-рыцарских орденов, подошла к концу. Их деньги и имущество перешли в королевскую казну, при этом огромные ценности не найдены до сих пор, что и сегодня порождает захватывающие мифы.

Тамплиеры в бою.
Тамплиеры в бою.

Почему же так быстро рухнула влиятельнейшая организация, которая была богаче и могущественней многих королевств? Почему против храмовников ополчился не только французский король, но и римский папа? Как святые воины-монахи, которых превозносил Бернар Клеровоский, превратились в "плюющих на крест" слуг дьявола? Причин несколько. Некоторые из них послужили основой обвинительного приговора храмовникам и по сути явились не причинами, а поводами для расправы над орденом. О других же современники ничего не говорили, а если и говорили, то только шепотом, но по прошествии веков стало ясно, что благодаря им, а вовсе не обвинениям в сатанизме, в 1307 году ордену был подписан смертный приговор.

Но обо всем по порядку.

Орден стал не нужен

В 1291 году с падением Акры крестоносцы в сущности потеряли все, что имели на Ближнем Востоке. История латинских государств на Святой земле бесславно завершилась. Орден Храма изначально создавался как боевая организация, противостоящая неверным. Вначале воинствующие монахи помогали паломникам, путешествующих к Гробу Господню, затем они стали бастионом, защищающим завоевания крестоносцев на Востоке. А после падения Акры орден по сути стал не нужен. Что защищать, если ничего не осталось? Цели больше нет, она растворилась в красном песке сирийских пустынь.

Оставался еще Пиренейский полуостров, где полным ходом шла Реконкиста и где у ордена также были прочные позиции, но разве может сравниться освобождение Иерусалима с какими-то внутрииспанскими делами? К тому же на Пиренеях и без тамплиеров было кому воевать.

Как бы то ни было, но тамплиерам, как минимум, дважды предлагали объединиться с другим могущественным духовно-рыцарским орденом - Госпиталя Святого Иоанна. Храмовники решительно отказались.

После паления Акры в 1291 году орден стал не нужен.
После паления Акры в 1291 году орден стал не нужен.

Предали дело крестоносцев

Орден Храма упрекали в том, что на протяжении десятилетий он вел политику в ущерб делу крестоносного движения - великие магистры заключали союзы с мусульманскими эмирами, предавая тем самым дело Христово, объединялись с одними европейцами против других, распыляя и так скудные силы христиан.

"Если бы тамплиеры хотели этого, Святая земля давно была бы завоевана", - восклицал с обидой граф д'Артуа.

Конечно, на храмовниках лежит большая доля ответственности за поражение на Востоке. Однако в одиночку орден при всем желании не мог противостоять мусульманской буре, начавшейся с приходом к власти в Египте султана Бейбарса. Винить в произошедшем европейские монархи должны в первую очередь себя. За то, что в сущности ни один из крестовых походов не закончился большой победой (кроме самого первого), за то, что идея освобождения Святой земли всякий раз тонула в бездне противоречий между теми, кто собирался ее освобождать. Тамплиеры точили зуб на госпитальеров, французы на немцев, и те, и другие - на итальянцев, Генуя воевала с Пизой и Венецию и так далее. Этот раздрай мог привести только к краху. Он и случился. А главными виновниками провала назначили тамплиеров.

И еще. Кроме недостаточного рвения в борьбе с неверными и заигрывания с мусульманскими эмирами, упрекали тамплиеров и в жадности. Мол, имея крупные ресурсы, и денежные, и имущественные, храмовники крайне неохотно тратили их на "правое" дело. Например, после взятия Саладином Иерусалима в 1187 году тамплиеры отказались платить за жителей города, которым султан подарил жизнь, и 16 тысяч христиан отправились в рабство. Последней же каплей стал отказ тамплиеров внести выкуп за попавшего в плен к сарацинам французского короля Людовика IX Святого - сверхпопулярного и крайне уважаемого монарха, причем не только во Франции. Впоследствии великий магистр Рено де Вишье на коленях вымаливал прощения у Людовика. Король вроде как простил, но остаток, как говорится, остался.

Жак де Моле - последний магистр ордена Храма.
Жак де Моле - последний магистр ордена Храма.

Плевали на крест

Но это все цветочки. Самое грозное обвинение (во всяком случае, в глазах у средневековой аудитории) было иным - в сатанизме. Когда на судах озвучивались некоторые детали жизни и быта тамплиеров, у "почтенной" публики волосы на голове вставали дыбом. Можно было простить нечеловеческую жесткость, убийство ближнего, но такое... Вот что говорил первый и ключевой свидетель по делу храмовников, горожанин из Безье Эскен де Флуарак (сам, между прочим, в прошлом тамплиер):

"Во время вступления в орден каждый кандидат должен был трижды отречься от "пророка, то есть Господа нашего Иисуса Христа", и трижды плюнуть на крест.
Затем его освобождали от одежды, и тот, кто его принимал "целовал его в копчик, ниже пояса, затем в пупок, затем в рот, а затем говорил ему, что если один из братьев ордена захочет переспать с ним плотски, он должен это вынести по уставу ордена".
Каждый брат носил шнурок, который обвязывали «вокруг шеи идола, имевшего форму мужской головы с большой бородой»; этой же голове поклонялись в капитулах провинций".

Кроме клятв сатане обвиняли тамплиеров и в содомии, особенно же - в страсти к мальчикам. Говорили, что если устав не позволял воину-монаху прикасаться к женщине, то он не сообщал ничего подобного по поводу мужчины. Тут трудно сказать, правда это или нет. Однако пиар, как сейчас бы сказали, был такой, что публика ни на йоту не сомневалось: Святой престол и лично папа римский пригрел на груди самых настоящих бесов.

Печать ордена Храма.
Печать ордена Храма.

Все это - страшные обвинения (особенно последнее). Но каждое из них - лишь повод для того, чтобы поставить крест на ордене Храма.

А теперь перейдем к причинам. Очевидно, что против ордена была организована и реализована очень серьезная кампания. Инициатором ее был король Франции Филипп IV Красивый. В роли своего рода духовной "крыши" (извините за такой сравнение) выступил римский папа Климент V. А основным исполнителем стал советник Филиппа и хранитель королевской печати Гийом де Ногаре. На троих они организовали блестящую кампанию, оставившую от ордена, еще вчера мощного и неприступного, как скала, одни лишь воспоминания (при этом чаще всего неприятные).

Были слишком независимы

Орден Храма изначально был независимым. Великий магистр подчинялся только папе и не сильно прислушивался к мнению архиепископов, епископов, графов, герцогов или королей. Орден был освобожден от церковной десятины, мало того, - сам ее получал. Крестьяне стремились работать на землях, принадлежащих ордену Храма, поскольку условия там были лучше. На Ближнем Востоке орден и вовсе вел совершенно самостоятельную политику, здесь даже папа иной раз был не указ, что уж говорить о короле Иерусалима и тем более о его вассалах. Временами именно великий магистр тамплиеров определял политику всех восточных государств крестоносцев.

Были слишком богаты

Кроме независимости, орден обладал богатством. В 1118 году Гуго де Пейен и восемь его соратников, облаченные в грязные рубища, начинали с того, что просили милостыню. А уже через 20 лет, благодаря обширным пожертвованиям - землей, недвижимостью, деньгами, - стали очень богаты. Тамплиерам передавали целые фьефы - феодальные владения - причем немалые. В 1131 году король Арагона Альфонс I на смертном одре завещал ордену Храма треть своего королевства! Тамплиеры, не желая ввязываться в политическую борьбу на Пиренеях (по уставу им было запрещено обнажать меч на христиан), отказались.

Но несильно обеднели. Потому что кроме пожертвований существовали и другие источники дохода. В XIII веке орден Храма - это могущественная финансовая организация, для которой не существует границ. Настоящая транснациональная корпорация!

"Именно тамплиеры придумали вексель на предъявителя, чек и все виды кредита. Ему доверяли огромные вклады, через его посредничество оплачивали приобретения за границей", - пишет французский историк Марсель Лобе.

Словом, за два столетия орден превратился в сказочно богатую организацию, имеющую недвижимость в разных точках Европы - на Востоке, в Греции, в южной Италии, в Испании, Португалии во Франции, в Англии и других странах. И одновременно он стал лакомой добычей для того, кто смог бы заполучить. Король Франции смог.

Филипп Красивый - экзекутор храмовников.
Филипп Красивый - экзекутор храмовников.

Печальный конец

После падения Акры главную резиденцию орден перенес в Париж - в Темпл. Филипп Красивый ежедневно мог наблюдать братьев в белых плащах с красными крестами у себя под окнами. Он занимал у них деньги, хранил в Тампле королевскую казну, а однажды, в 1306 году, за год до ареста де Моле, даже прятался в резиденции храмовников от разъяренной толпы.

Трудно сказать, когда у короля возник замысел по поводу тамплиеров. Ясно, что он вынашивал его несколько лет. С этой целью - разрушить орден и присвоить его богатства - Филипп сделал все, чтобы папой римским был избран француз - Раймон Бертран де Го, занявший Святой престол под именем Климента V. Тамплиеры подчинялись только папе, но с восшествием Климента так получилось, что они подчинялись и французскому королю. 14 ноября 1305 года в Лионе в присутствии французского короля состоялась коронация нового понтифика. А ровно через два года в один день во Франции были арестованы все влиятельные тамплиеры. Папа вяло повозмущался, исключительно для вида, но в целом не возражал.

Остальное все было делом техники. Подключив святую инквизицию в лице Гийома Эмбера, а позже и Генеральные штаты (чтобы все выглядело абсолютно легитимно!) Филипп организовала масштабнейший процесс. Храмовники сидели на хлебе и воде в темницах, подвергались бесчисленным пыткам. И, конечно, признавались. Во всем, включая сатанинские ритуалы. Потом, бывало отказывались от показаний, но только, чтобы ухудшить свое и так кошмарное положение - судьи смотрели на них как на раскаявшихся еретиков, повторно впавших в ересь. А что может быть ужасней?

Большинство влиятельных тамплиеров окончили жизнь на костре. Имущество ордена было растаскано по частям, хотя больше всего досталось, разумеется, королю Франции. Итальянские торговые республики избавились от серьезного конкурента, а Филипп Красивый - от угрозы разрушения своего государства изнутри (хотя о том, что такая угроза существовала, ничего неизвестно). Свободнее вздохнули и сарацины. Известно, что в последние годы своей жизни орден скрупулезно собирал деньги на новый крестовый поход. И есть сведения, что накопил вполне приличную сумму.

Источники: Марион Мелвиль. История ордена тамплиеров/ Марсель Лобе. Трагедия тамплиеров

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Последний подвиг тамплиеров: осада и штурм Акры

Цена человеческой жизни в 1187 году