Стихотворение "Разговор с фининспектором о поэзии" появилось после того, как в СССР ввели закон о том, что творческие личности, в том числе и поэты, должны отдавать часть своих доходов государству. И автор пытается объяснить чиновнику, что его труд невозможно сравнивать с трудом простого крестьянина, который зарабатывает, к примеру на продаже мяса.
Он говорит о том, что у поэта есть не только материальные затраты в виде покупки письменных принадлежностей, у него есть затраты духовного плана, резерв "машины души". Он может исписаться. И Маяковский прекрасно отражает это в строках:
И поэт пытается объяснить чиновнику, что творчество не так просто, как кажется нетворческой личности. Оно глубже, важнее для автора и его читателей. Поэзия всегда затрагивала самые потаенные струны души, через нее поэты передавали самое сокровенное, самое личное, чтобы люди могли понять их, сопереживать, вдохновляться.
Но чиновник пытается приписать строки к обыденному труду. И Маяковского беспокоят не суммы налога, а то, что невозможно сравнивать в виде денег творчество и какое-либо другое дело.
И сам говорит о том, что и так всегда будет должником у вселенной, ведь всей жизни не хватит для того, чтобы написать все, что он хотел. Поэзия намного сложнее и тоньше, чем кажется многим.
Но полюбил я это стихотворение за конкретные строки, которые просто до мурашек. Прочитав их, я понял, что точнее описания важности и силы поэзии не читал. Да и не только поэзии, всей художественной литературы. Весь труд и мастерство, емкость фраз, которые бьют прямо в цель, которые влияют на души и сердца.
Маяковский всегда умеет подобрать такую фразу, которая делает его стихи объемным, почти осязаемыми. И в этих строках так и произошло. Это самая любимая и важная для меня часть:
Разве можно сказать точнее? Разве не это чувствовал каждый из вас, читая великих поэтов?
А заканчивается стихотворение тем, что Маяковский говорит об обесценивании творчества. Что люди считают, что писать стихи очень легко. Ведь, по их мнению, нужно просто составлять рифмованные строки из уже подуманных кем-то слов. И вот как он предлагает решить этот вопрос, лаконично заканчивая стихотворение.