Многие режиссёры приходят в профессию, уже познав актёрский труд, или из желания снимать по собственным сценариям. Подобное произошло и с Юрием Дубровиным, который начинал как актёр, но параллельно писал сценарии. Начав сниматься ещё в середине пятидесятых, он постепенно увлёкся режиссурой и в этом качестве дебютировал в середине шестидесятых. Особо громких работ в его жизни не случилось, но вот ленту «Мировой парень», вышедшую в 1971 году, зрители всё-таки отметили.
Поспособствовал тому нетривиальный сюжет и эффектные кадры гонок на грузовиках, которые в советском кино случались нечасто.
Сценарий для фильма написал писатель Тихон Непомнящий. Это не была его первая работа для кино, однако «специализацией» Непомнящего были всё-таки ленты документальные, а не художественные. Отчасти как раз поэтому
во время съёмок группа во главе с режиссёром прямо на ходу корректировала сценарий, добавляла новые повороты и меняла реплики, а порой даже и характеры героев.
Ну а одним из основных «действующих лиц» на экране стал грузовик МАЗ-516, гордость Минского автозавода. К слову, консультантом картины был тогдашний директор МАЗа Иван Дёмин, который очень помогал кинематографистам и предотвратил появление множества ляпов.
На главную роль Дубровин выбрал Николая Олялина. Николай уже был известен, причём режиссёр видели в нём мужчину мужественного, немногословного, отважного, честного. В «Мировом парне» Олялин вновь примерил то же амплуа:
он сыграл инженера, который по стечению обстоятельств вынужден заменить советского гонщика.
Но самой большой проблемой для героя оказалось не участие в гонках, а провокации коллег по трассе, ведь гонки проходили в некой арабской стране (вымышленной Нуобарии), а на конкурентами героя Олялина стали гонщики с Запада, которые, конечно же, используют не вполне чистоплотные способы конкурентной борьбы.
Несмотря на то, что Юрий Дубровин отмечал, что для него
первостепенным является демонстрация характеров и исследование психологии людей, картина про гонки не могла обойтись без зрелищных кадров.
Снимали их, к слову сказать, в Афганистане, который тогда был страной мирной и благополучной. Тут ещё надо сказать, что для съёмок выделили единственный МАЗ, и одному грузовику пришлось участвовать во всех сценах.
Режиссёр и оператор решили обходиться минимумом дублей, но снимать одновременно с нескольких камер (например, в эпизодах с гонками использовали сразу пять камер), в итоге картинка выглядит впечатляюще.
Поскольку в гонках принимают участие иностранцы, на съёмки пригласили артистов из Прибалтики, которым постоянно доставались роли героев из-за границы. Рейн Арен из драматического театра Таллина, Гарий Лиепиньш, исполнитель из рижского театра Яна Райниса, латвиец Янис Грантиньш - все они вполне достоверно изобразили гонщиков с Запада. Кстати,
Янис Грантиньш, игравший пожилого гонщика, и сам был немолод - ему было уже 60. Но возраст не стал помехой для работы в довольно динамичной картине.
А вот даму-иностранку, соблазнительную переводчицу, сыграла Любовь Румянцева, популярная тогда в СССР и особенно в Белоруссии актриса. Любовь к началу семидесятых много играла в театре и нередко играла в кино, хотя всесоюзной звездой ей стать не удалось.
Вышедшая лента сенсацией не стала, хотя и провальной её не назвать. Безусловно, она усилила популярность Минского автозавода и его продукции, но большой кассы в прокате не собрала. Не исключено, что отчасти и по причине выраженной идеологизации, особенно заметной сегодня. Многим показалось, что герой Николая Олялина смотрится чересчур безупречно, даже плакатно, и он, бесспорно, «мировой парень», но слишком уж положителен.
А вам в жизни встречались люди, которых можно поместить на плакат?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296