Найти тему
Navygaming Channel

«Длинные копья» японского флота в бою (краткий обзор)

К началу Второй мировой войны гонка вооружений была в самом разгаре, страны наращивали свой военный потенциал, кто как мог. Можно долго спорить, какое оружие лучше, ведь каждая страна считает именно свое оружие самым передовым, но многие историки и военные эксперты признают, что в области торпедного вооружения одной из самых совершенных на тот момент была торпеда японского производства «Тип 93». По большинству характеристик она превосходила все зарубежные аналоги и по разрушительной мощи, и по своим ходовым характеристикам, но самым большим достоинством был тот факт, что японским конструкторам удалось создать надежную торпеду и разработать правила безопасности ее использования (насколько это было возможным). Реальное боевое применение торпед всегда требовало отличной выучки экипажа и было сопряжено с огромными сложностями, но без этого нельзя было обеспечить результативность торпедных атак.

Тяжелый крейсер "Минниаполис" после попадания японской торпеды
Тяжелый крейсер "Минниаполис" после попадания японской торпеды

Японское командование традиционно уделяло большое внимание обучению экипажей обращению с торпедами и именно на ночные торпедные атаки делало основную ставку накануне и в ходе Второй мировой войны. Официальная японская доктрина предписывала ночью первыми использовать торпеды, но не стрелять без крайней необходимости (хотя японский порох давал очень тусклую вспышку), прожекторами рекомендовалось пользоваться как можно меньше. Японцы устанавливали торпедные аппараты на всех кораблях крейсерского класса, хотя американцы, взвесив все за и против, отказались от торпедного оружия на крейсерах (после крейсеров типа «Омаха»). Таким образом, на вооружении японского Императорского флота к началу боевых действий была достаточно эффективная торпеда, которая к тому же почти не оставляла следа. Также в наличии были обученные экипажи и корабли, способные нести это современное торпедное оружие. К началу войны торпедами данного типа (610-мм торпеды «Тип 93») были оснащены 18 тяжелых японских крейсеров (все построенные крейсера типа «А»), легкие крейсера типа «Агано» (4 единицы), легкие крейсера «Китаками» и «Ои», эсминцы 1 класса, начиная с типа «Хацухару», а затем «Кагеро», «Асасио» и другие. В целом экспертами отмечается достаточно высокая эффективность «Лонг Лэнсов» («Длинные копья»), как их прозвали американцы, и японские моряки в ходе боевых действий при каждом удобном случае старались этим воспользоваться.

Американский тяжелый крейсер «Миннеаполис» (тип «Новый Орлеан»), 1938 год - для сравнения с предыдущей иллюстрацией
Американский тяжелый крейсер «Миннеаполис» (тип «Новый Орлеан»), 1938 год - для сравнения с предыдущей иллюстрацией

Рассмотрим отдельные примеры боевого применения данных торпед, при этом мы не сможем перечислить все случаи, так как это не так-то просто. Во-первых, нет точного указания на то, какие конкретно торпеды применяли конкретные корабли в том или ином бою. Во-вторых, можно было, конечно, ориентироваться на тип и название корабля, однако здесь следует учитывать особенности конкретных торпедных аппаратов.

Для применения торпед типа 93 были разработаны и приняты на вооружение специально сконструированные для них торпедные аппараты типа 92. Эти торпедные аппараты устанавливались на тяжелых крейсерах типа «А» (в ходе их модернизаций), на ЭМ типа «Сирацую», «Асасио», «Мацу», «Кагеро», «Югумо» и «Акицуки», легких крейсерах «Дзинцу», «Нака», «Абакума», «Нагара», «Исудзу» и, разумеется, на крейсерах «Китаками» и «Ои».

Эсминец "Юдачи" (тип "Сирацуи") вполне мог использовать "Лонг Лэнсы"
Эсминец "Юдачи" (тип "Сирацуи") вполне мог использовать "Лонг Лэнсы"

Однако не каждый пуск торпеды с этих кораблей означал, что применена торпеда именно типа 93 – дело в том, что данный ТА мог стрелять и 610-мм торпедами типа 90. В свою очередь, например, торпедные аппараты типа 89 и типа 90, созданные для торпед типа 90, были приспособлены для стрельбы кислородными торпедами типа 93! Так что всегда будем иметь в виду, что не каждая 610-мм торпеда, выпущенная японским крейсером или эсминцем, была кислородной типа 93, и не каждый японский крейсер и эсминец нес кислородные торпеды! Например, те же эсминцы типа «Фубуки» имели ТА, разработанные под торпеды типа 90 (образца 1933 года), которые также могли запускать и торпеды типа 93, но данных, какие именно торпеды были загружены на корабли перед тем или иным боем, в нашем распоряжении нет.

По стечению обстоятельств возможность для применения новых торпед была предоставлена японским кораблям практически в первые дни войны, но их противником стал не американский флот, а английская эскадра сэра Филипса («Соединение Z»). Именно корабли этого соединения (1 ЛК, 1 линейный КР и 4 ЭМ) было решено атаковать силами соединения вице-адмирала Н. Кондо, обеспечивавшими высадку японских войск в Малайзии. Причем планировалось использовать «классическую торпедную концепцию»: провести ночную атаку силами 4-х тяжелых крейсеров, легкого крейсера и 3 ЭМ, а затем добить противника в дневном артиллерийском бою силами 2-х линейных КР и 7 тяжелых КР. Однако судьбе было угодно распорядиться по иному – английское соединение (как мы знаем) было уничтожено силами японской базовой авиации (были потоплены ЛК «Принц Уэльский» и линейный КР «Рипалс»).

Нидерландский эсминец «Пит Хейн» (тип «Ван Гент») на полной скорости
Нидерландский эсминец «Пит Хейн» (тип «Ван Гент») на полной скорости

Первой жертвой торпеды Type 93 стал нидерландский эсминец «Пит Хейн» во время боя 19 февраля 1942 года в проливе Бадунг. В том бою адмирал К. Доорман, командуя союзной эскадрой (3 легких крейсера, 7 эсминцев), сделал попытку помешать японским силам вторжения, осуществлявшим высадку на Бали. Союзникам противостояли японские силы под командованием адмирала Кубо (КР «Нагара» и 4 ЭМ типа «Асасио»). Именно на первом этапе боя ЭМ «Пит Хейн», шедший первым на сближение с противником (2 японских ЭМ), поставил дымовую завесу, которая скрыла союзные эсминцы, но также укрыла японские корабли от них. При плохой ночной видимости было невозможно разобрать, где свои, а где чужие, поэтому «Пит Хейн» поставил дымы и, выпустив безрезультатно свои торпеды по японскому ЭМ «Асасио», начал с ним сближение, но в 23.16 он сам был торпедирован в ответ и мгновенно затонул. В этом неудачном для союзников бою им противостояли всего 4 японских ЭМ, вооруженных, в том числе, и 610-мм торпедами типа 93, которые кроме высокой скорости и дальности хода практически не оставляли следа. Больше союзники не потеряли кораблей в этом бою, но, в свою очередь, при практически трехкратном преимуществе так и не смогли предотвратить высадку.

Второе массовое применение новых торпед также было связано с противостоянием японского флота и флота союзников (англичане, американцы, голландцы и австралийцы). Буквально через неделю, 27 февраля 1942 года произошло очередное сражение в Яванском море, в котором эскадра К. Доормана (2 тяжелых и 3 легких КР, 9 ЭМ) вновь сделала попытку перехватить и уничтожить японские силы вторжения на Яву. Однако для японского командования не было секретом приближение союзной эскадры, пытавшейся сорвать высадку на Яву – сказывалось полное превосходство в воздухе на этом участке, воздушная разведка сообщала о любых маневрах союзников. Основные силы японцев состояли из двух тяжелых КР «Нати» и «Хагуро», легких КР «Дзинцу», «Нака» и 14 эсминцев, действовавших в составе трех тактических групп. Казалось бы, применение торпед в условиях дневного боя не могло быть успешным из-за их заметности и определенной дальности стрельбы, но у японцев на это было свое мнение.

Тяжелый крейсер «Хагуро» (тип «Миоко») -один из победителей боя в Яванском море
Тяжелый крейсер «Хагуро» (тип «Миоко») -один из победителей боя в Яванском море

Первые пуски японские ЭМ группы «Нака» произвели с дистанции 9000-13500 м, затем КР «Хагуро» выпустил 8 торпед с расстояния 12,5 миль – в результате ЭМ «Кортенаэр» взорвался и мгновенно затонул. Всего в ходе первой фазы боя (днем) японские корабли выпустили 39 торпед, но попаданий больше не добились, зато заставили корабли противника сломать строй, заниматься активным, иногда беспорядочным маневрированием, что позволило вести по ним эффективный артиллерийский огонь, а главное – не допустить удара по транспортам десанта. В последующих столкновениях (фазах боя) японские тяжелые КР и ЭМ провели несколько торпедных атак, пуская торпеды с разных дистанций: крейсер «Нати» и «Хагуро» – с 17000 м, «Нака» – с 16500 м, эсминцы – от 9000 до 5800 м, а эсминцы группы «Дзинцу» – почти с 19000 м. Однако добиться попаданий по кораблям союзников не удалось, шел бой с применением артиллерии, и корабли вели огонь с предельной дальности.

Нидерландский крейсер «Де Рейтер», флагман адмирал К.Доормана, погибший в бою в Яванском море, 27 февраля 1942 года
Нидерландский крейсер «Де Рейтер», флагман адмирал К.Доормана, погибший в бою в Яванском море, 27 февраля 1942 года

Удачный момент наступил уже в ночных условиях – два тяжелых японских КР вступили в бой с четырьмя КР союзников и после четырехминутного артобстрела произвели торпедную атаку, пустив 12 торпед с дистанции почти 12500 м. В результате одна торпеда попала в корму легкого КР «Де Рейтер». Последовал взрыв боеприпасов, крейсер вышел из колонны вправо и быстро затонул. Вместе с ним погиб адмирал К. Доорман и 344 члена экипажа. Через 4 минуты торпеда попала в легкий КР «Ява», который также быстро затонул. Оставшиеся корабли союзников начали отход к базам. Два оставшихся КР союзников – тяжелый КР «Хьюстон» и легкий КР «Перт» 28 февраля сделали попытку вырваться из Яванского моря через Зондский пролив, но обнаружив десантные транспорты японцев, которые осуществляли высадку войск под прикрытием всего 2 ЭМ, атаковали их.

Нидерландский легкий крейсер «Ява»,потоплен японской 610-мм торпедой в бою в Яванском море, 27 февраля 1942 года
Нидерландский легкий крейсер «Ява»,потоплен японской 610-мм торпедой в бою в Яванском море, 27 февраля 1942 года

В ходе скоротечного боя в районе высадки крейсера были атакованы японскими ЭМ, которые подошли к месту боя, и тяжелыми КР 7-й эскадры крейсеров (КР «Могами», «Микума»). В результате многочисленных торпедных атак австралийский легкий КР «Перт» получил 4 торпеды (по другим данным – 2) от тяжелых КР японцев. Тяжелый КР «Хьюстон» продержался чуть дольше, но также затонул в результате попадания множества снарядов и четырех торпед с КР «Могами» и «Микума». Всего по «Хьюстону» и «Перту» было выпущено 87 торпед. Считается, что они были потоплены торпедами крейсеров «Могами» и «Микума». Данный бой подробно описан в одном из наших журналов Navygaming (№ 1(11) / 2015), так что желающие подробнее познакомиться с ним могут прочитать соответствующую статью.

Английский тяжелый крейсер «Эксетер» - последний крейсер эскадры К.Доормана, потопленный японскими 610-мм торпедами после боя в Яванском море, 1 марта 1942 года
Английский тяжелый крейсер «Эксетер» - последний крейсер эскадры К.Доормана, потопленный японскими 610-мм торпедами после боя в Яванском море, 1 марта 1942 года

В заключение отметим, что в этой безумной схватке было сложно уследить как за действиями кораблей противника, так и за действиями своих кораблей). Японские корабли часто стреляли по своим же, и несколько торпед, пройдя мимо КР союзников, нашли себе иные мишени. Ими оказались японские транспорты. В ходе этого боя в районе выгрузки были торпедированы и потоплены пять японских кораблей: тральщик W-2, войсковые транспорты «Сакура Мару», «Хокай Мару», «Тацута Мару» и «Рюйо Мару». В этом был обвинен командир ЭМ «Фубуки», который атаковал противника, выпустив девять своих 610-мм торпед. Однако более подробное расследование позволило сделать вывод, что это были 610-мм кислородные торпеды типа 93, выпущенные тяжелым КР «Могами» по КР «Хьюстон». Как оказалось, шесть торпед «Могами» не попали в «Хьюстон», но, пройдя 12 км, поразили пять целей – свои же корабли!

На следующий день (1 марта 1942 года) японским кораблям удалось перехватить остатки эскадры: тяжелый КР «Эксетер» и 2 ЭМ. В бою КР «Эксетер» с дистанции около 10500 м получил 610-мм торпеду от ЭМ «Инадзумо» (типа «Фубуки») и затонул, следом за ним огнем артиллерии были потоплены 2 ЭМ. Таким образом, в описанных эпизодах весны 1942 года проявились как возможности торпедного оружия японцев, так и их особенности. Причем гарантированно заявлять, что во всех случаях были использованы именно «Лонг Лэнсы», нельзя. Можно только утверждать, что японские тяжелые КР и ЭМ типа «Асасио» использовали торпеды типа 93.

Однако по праву триумфом японского торпедного оружия можно назвать морской бой, произошедший 9 августа 1942 года у острова Саво. Соединение вице-адмирала Г. Микавы в составе 5 тяжелых КР («Текай», «Аоба», «Како», «Кинугаса» и «Фурутака»), 2 легких КР («Тэнрю» и «Юбари») и всего одного ЭМ «Юнаги» сделало попытку сорвать высадку американского десанта на Гуадалканал. Все японские КР имели ТА с 610-мм торпедами типа 93, только «Юнаги» был вооружен 533-мм ТА.

Австралийский тяжелый крейсер «Канберра» (типа «Кент») в охранении транспортов у острова Тулаги, август 1942 года
Австралийский тяжелый крейсер «Канберра» (типа «Кент») в охранении транспортов у острова Тулаги, август 1942 года

Американские транспорты прикрывали силы контр-адмирала Кратчли, разбитые на три группы: «Южная» группа (TF.62.1) – австралийские тяжелые КР «Австралия» (в бою не участвовал), «Канберра», американский тяжелый КР «Чикаго», 2 ЭМ; «Северная» группа (TF.62.2) – тяжелые КР «Винсенс», «Астория», «Куинси» и 2 ЭМ; «Восточная» группа (TF.62.3) – американский легкий КР «Сан Хуан», австралийский легкий КР «Хобарт» и 2 ЭМ. Кроме того, западнее острова Саво были выдвинуты два оборудованных радарами ЭМ («Ральф Тэбот» и «Блю»), так же имелись еще 7 ЭМ в непосредственном охранении разгружавшихся транспортов у Гуадалканала.

Японскому соединению удалось незамеченным подойти к Гуадалканалу и первым атаковать корабли «Южной» группы союзников, по которым были выпущены торпеды и открыт артиллерийский огонь. Первым получил попадание торпедами КР «Канберра» (2 торпеды в правый борт), затем он был превращен в пылающий костер артиллерийским огнем японских крейсеров. Вторым кораблем, пораженным японской торпедой, вероятно с КР «Како», стал американский КР «Чикаго», который также быстро вышел из боя.

Американские эсминцы «Блю» и «Паттерсон» эвакуируют команду горящей «Канберры», после повреждений, полученных в бою у острова Саво, 1942 год
Американские эсминцы «Блю» и «Паттерсон» эвакуируют команду горящей «Канберры», после повреждений, полученных в бою у острова Саво, 1942 год

После разгрома «Южной» группы союзников КР Микавы нанесли удар по силам «Северной» группы, командование которой не смогло правильно оценить обстановку в проливах. Японцам и здесь удалось добиться внезапности и практически одновременно открыть огонь из своих артиллерийских орудий сразу по трем американским тяжелым КР, выпустить торпеды с дистанции всего 3500 м – почти в упор. В скоротечном ночном бою американские КР получили большое количество попаданий артиллерийских снарядов, кроме того, в КР «Куинси» попало 2 торпеды с крейсера «Тэнрю» и одна торпеда с крейсера «Аоба» – все в левый борт. КР «Винсенс» был поражен тремя торпедами в левый борт (две с КР «Текай» и одна с КР «Юбари»). В результате ночной схватки были потоплены тяжелые КР «Куинси», «Винсенс», «Астория» и «Канберра» (он был добит торпедой своего ЭМ), повреждены несколько эсминцев. Японская эскадра в бою не потеряла ни одного корабля, и, как мы видим, эффективные торпеды вновь сыграли свою роль.

Американский тяжелый крейсер СА-34 «Астория» (типа «Новый Орлеан»), погибший в бою у острова Саво, 9 августа 1942 года
Американский тяжелый крейсер СА-34 «Астория» (типа «Новый Орлеан»), погибший в бою у острова Саво, 9 августа 1942 года

К успехам японских «Лонг Лэнгсов» можно также добавить и уничтожение 22 августа 1942 года американского ЭМ «Блю», который был торпедирован ЭМ «Кавакадзэ» (тип «Сирацую», носитель 610-мм торпед типа 93) близ острова Гуадалканал. Однако последующие несколько сражений в Тихом океане (бой у Восточных Соломоновых островов, бой у мыса Эсперанс, бой у островов Санта-Круз) и отдельные столкновения противников не дали возможности японцам проявить навыки в применении торпедного оружия – все большее значение приобретала мощь авиации.

Очередным сражением, в котором японцы относительно удачно применили торпеды с надводных кораблей, стали бои у Гуадалканала 12-15 ноября 1942 года. Стратегически это сражение выиграли американцы, но победа досталась им дорогой ценой. В числе основных потерь американцев были и жертвы японских торпедных атак.

Американский тяжелый крейсер СА-33 «Портленд», тяжело поврежден японской торпедой в бою у Гуадалканала 13 ноября 1942 года
Американский тяжелый крейсер СА-33 «Портленд», тяжело поврежден японской торпедой в бою у Гуадалканала 13 ноября 1942 года

Уже в первом бою ночью 13 ноября легкий КР «Атланта» получил в борт 610-мм торпеду от японского «Акацуки» и был в дальнейшем затоплен, тяжелый КР «Портленд» – одну 610-мм торпеду от ЭМ «Юдати» (типа тип «Сирацую»). Эсминец DD-459 «Лэффи» (тип «Бенсон») был торпедирован ЭМ «Тэрудзуки» (тип «Акидзуки», носитель 610-мм торпед тип 93) и потом был добит артогнем японских эсминцев, ЭМ «Бартон» был торпедирован ЭМ «Амацукадзе» (тип «Кагеро», носитель торпед тип 93), который выпустил 8 торпед с дистанции 2700 м, две из них и попали в цель. По некоторым данным, именно одна из этих 8 торпед попала и в легкий КР «Хелена», который вышел из боя. ЭМ DD-436 «Монссен» (тип «Гливс») также был поврежден огнем японских эсминцев, а затем добит торпедой ЭМ «Асагумо» (тип «Асасио», носитель торпед тип 93). Японскому ЭМ «Амацукадзе» удалось выпустить 4 торпеды по тяжелому КР «Сан-Франциско» практически в упор, но торпеды не взорвались, так как не успели встать на боевой взвод, что спасло американский крейсер.

Американский крейсер СА-33 «Портленд» в доке Сиднея после полученных повреждений, 1942 год
Американский крейсер СА-33 «Портленд» в доке Сиднея после полученных повреждений, 1942 год

В ходе ночного боя 15 ноября японским легким КР и ЭМ также удалось использовать свои торпеды в отличие от американских эсминцев. При первом же огневом столкновении легкий КР «Нагара» и 4 ЭМ атаковали и уничтожили 3 американских эсминца, в том числе, добившись торпедных попаданий в ЭМ «Уолк» и «Бенхэм». Однако надо отметить, что в том бою у японцев была возможность торпедировать ЛК «Саут Дакота» и «Вашингтон», но они ее не использовали. Как говорится, парадокс – можно уверенно попадать торпедами в ЭМ, но промахнуться в линкор.

И, конечно, наш небольшой обзор был бы не полон, если бы мы не упомянули еще одно сражение – бой у Тассафаронга или Четвертое сражение у острова Саво, произошедший 30 ноября 1942 года.

Необходимо отметить, что этот бой был исполнен по лучшему японскому сценарию ночного боя, хотя для японского отряда встреча с американскими кораблями была полной неожиданностью. Тем не менее, японский флагман – контр-адмирал Танака (8 ЭМ) быстро отреагировал, и его эсминцы смогли не только выполнить задачу по доставке подкрепления гарнизону Гуадалканала и уйти почти без потерь, но и нанести тяжелое поражение американскому соединению контр-адмирала К.Г. Райта (4 тяжелых КР, легкий крейсер, 6 ЭМ). Особенностью данного боя явилось то, что американцам удалось первыми обнаружить японские корабли и даже сделать попытку торпедировать их, однако они быстро потеряли инициативу, а их несогласованные действия, несмотря на подавляющее численное преимущество и наличие радаров, привели к катастрофе.

Американский тяжелый крейсер СА-32 «Новый Орлеан» (1934 год) - тяжело поврежден японской торпедой в бою у Тассафаронга 30 ноября 1942 года
Американский тяжелый крейсер СА-32 «Новый Орлеан» (1934 год) - тяжело поврежден японской торпедой в бою у Тассафаронга 30 ноября 1942 года

Остановимся только на итогах. Японцы в бою выпустили более 50 торпед и при этом потопили тяжелый КР «Нортхэмптон» (он получил два торпедных попадания), тяжело повредили тяжелые КР «Миннеаполис» (две торпеды), «Нью-Орлеан» (одна торпеда), «Пенсакола» (одна торпеда). При этом японцы потеряли только один ЭМ. Приведем еще два интересных факта. По данным С. Далла, в этом бою эсминец «Судзукадзе» (тип «Сирацую») выпустил 11 торпед, соответственно, можно сделать вывод, что имея всего 2х4-610-мм ТА, его экипаж успел перезарядить свои торпедные аппараты. Однако по другим данным, этот эсминец вышел в поход без запасных торпед. Второй факт касается единственного погибшего японского ЭМ «Таканами». Перед своей гибелью ему удалось произвести 8-торпедный залп по противнику, при этом именно его торпеды повредили «Нью-Орлеан» и «Миннеаполис». Вот такие причуды фортуны.

Эсминец "Амацукадзе" - считается, что именно его торпеды отправили на дно эсминец США
Эсминец "Амацукадзе" - считается, что именно его торпеды отправили на дно эсминец США

Отдельные историки отмечают, что на момент боя американцы продолжали оставаться в неведении относительно дальности хода и мощности японских торпед и эффективности японской тактики ночных боев. Контр-адмирал К.Г. Райт утверждал, что его корабли, вероятно, были атакованы подводными лодками, так как с того расстояния, с которого он наблюдал расположение кораблей Танаки «было бы невозможно выпустить торпеды с характеристиками скорости и дальности аналогичными нашим», чтобы нанести такой серьезный ущерб. Возможно, это была попытка оправдаться, кто знает.

Кстати, не всегда японцам сопутствовала удача, например, в ходе боя 26 марта 1943 года у Командорских островов японским КР и эсминцам не удалось добиться ни одного торпедного попадания, возможно, по причине большой дистанции (почти 20 км).

Однако уже летом боевые возможности японских торпед тип 93 вновь привели к потерям среди американских кораблей. В ходе небольшого столкновения 5 июля 1943 года 3 японских ЭМ в районе залива Кьюла по данным радара с дистанции 11 миль произвели торпедную атаку, в результате которой был потоплен эсминец «Стронг».

Следующий бой произошел в том же районе на следующий день к югу от острова Коломбангара, где вновь ночью встретились японские ЭМ (10 единиц), выполнявшие задачи доставки подкрепления на островные гарнизоны, и американская крейсерская эскадра (3 легких КР и 3 ЭМ) контр-адмирала У. Эйнсуорта. В который раз американцы, используя радары, в ночных условиях заметили вражеские корабли, но промедлили с открытием огня. В свою очередь японский флагман – контр-адмирал Акияма, также имея данные от своего радара, произвел торпедную атаку (с дистанции около 9000 м), при этом он не торопился использовать орудия, чтобы не демаскировать себя. В результате, как и в битве у Тассафаронги, американские корабли сконцентрировали свой огонь на одном японском ЭМ, но через некоторое время 3 торпеды попали в легкий КР «Хелена». Как отметил А. Больных в своей книге «Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия»: «…. Судьба его была решена, 3 «Лонг Лэнса» не выдержал бы и более крупный корабль». Таким образом, японская эскадра понесла потери, но избежала разгрома.

Американский легкий крейсер СL-50 «Хелена» (тип «Бруклин»), потопленный японскими торпедами в бою острова Коломбангара, 6 июля 1943 года
Американский легкий крейсер СL-50 «Хелена» (тип «Бруклин»), потопленный японскими торпедами в бою острова Коломбангара, 6 июля 1943 года

Повторение ситуации произошло 13 июля 1943 года в бою у Коломбангры, где контр-адмирал У. Эйнсуорт (3 легких КР и 10 ЭМ) вновь столкнулся с легкими силами контр-адмирала Идзаки (легкий КР «Дзинцу», 5 эсминцев и 4 эсминца с войсками). В ходе скоротечного боя американцам удалось потопить «Дзинцу» и сорвать высадку подкреплений для японского гарнизона. Однако тактически японские корабли вновь оказались искуснее: использовав торпеды, они потопили один эсминец (ЭМ «Гвин») и повредили все три легких КР американцев, которые с трудом добрались до своей базы. «Лонг Лэнсы» вновь доказали, что являются эффективным оружием в умелых руках.

Это, конечно, были не последние эпизоды использования торпед данного типа в войне на Тихом океане, но к осени 1943 года американский флот уже не давал больших шансов для активных операций надводных японских кораблей. В последующих немногочисленных боях противоборствующие стороны продолжали применять торпеды, но, как правило, это стало основным делом для ЭМ. Более того, вскоре и командиры американских эсминцев освоили радары и тактику ночных торпедных боев и стали на равных противостоять японцам.

В целом, по некоторым данным, торпедами «тип 93» за годы войны было потоплено 23 корабля союзников (1 авианосец, 11 крейсеров и 11 эсминцев), еще 13 были серьезно повреждены. Здесь мы не будем перечислять весь список кораблей, которые стали жертвами этого оружия, но любознательные читатели могут попробовать составить такой перечень сами. При этом не надо забывать, что кислородные торпеды были созданы и для подводных лодок (533-мм тип 95 модель 1), и для морской авиации (450-мм тип 94 модель 2), и для карликовых ПЛ (450-мм тип 97).

Наверное будет правильно заключить, что торпеды «Tип 93», стоявшие на вооружении японского флота, сыграли существенную роль в боевых сражениях на просторах Тихого океана, но ход войны переломить не смогли.

Источники:

Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. – 403 с.; Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacific War/ E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; • Lacroix E. The development of the «A» class cruisers in the Imperial Japanese Navy / E.Lacroix. // Warship International – № 3, 1984. – Р.246-305.; Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945. — U.S. Naval Institute Press, 1978. — 402 c.; Potter E.B. Sea Power: A Naval History. — U.S. Naval Institute Press, 1981. — 416 c.; Михайлов, А.А. Легкие крейсера Японии (1917-1945) / А.А.Михайлов. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2005. – 120 с.; Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея- Принт, 1997. – 156 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1) / А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 6(63) – 2004. – 32 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2) / А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 7(64) – 2004. – 32 с.; Иванов, С. Легкие крейсера Японии: Война на море, № 25/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 352 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации/Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1996. – 120 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. –120 с..