Широкая панорама заснеженных просторов поражает почти вселенским размахом, как будто холод сковал все мироздание. Горы, пруды, деревья, дома, мельничное колесо и само небо — все застыло в ожидании тепла. Люди занимаются привычными делами, но и они мечтают о весне. Удивительно передает Брейгелю «душу зимы» именно через морозный воздух, написанный тончайшими градациями приглушенных серого, синего и зеленого тонов.
Вас тоже завораживает эта картина? Рассказали про нее при помощи текста нашего автора и редактора Марии Сокологорской из тома «Вена. Музей истории искусства» из серии Великие Музеи Мира. Потому что только что мы получили НОВЫЙ ТИРАЖ этого тома, а еще томов «Венеция» и «Орсе»!
Питер Брейгель. Жизнь и творчество
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569) в венском музее представлен очень полно: считается, что здесь находится около трети всех его сохранившихся живописных произведений (известны около 45 картин, очень многие утрачены, и достаточное количество рисунков и гравюр).
Он родился предположительно около города Бреда, в Антверпен перебрался в середине 1540-х гг., где учился у Питера Кука ван Алста, скульптора, архитектора, издателя, побывавшего в Италии и Турции (в 1563 г. Брейгель женится на его дочери). После смерти своего первого учителя Брейгель, уже член гильдии Святого Луки, перешел к граверу Иерониму Коку.
В 1552–1553 гг. художник отправился в путешествие по Европе, прежде всего по Италии. В ту пору это постепенно становилось обязательным для художника с севера — как подтверждение достижения им профессионального уровня, как своеобразный экзамен. Брейгель побывал во Франции, Италии и Швейцарии. Именно от этого периода сохранились его самые ранние работы — альпийские пейзажи. Вероятно, горы произвели столь мощное впечатление на Брейгеля, что он запечатлел именно их.
По возвращении в Антверпен Брейгель вновь стал работать у Кока; многие его зарисовки, сделанные по пути, предназначались в дальнейшем для коковских гравюр. В то время крайне популярным было творчество Иеронима Босха, умершего в 1516 г. и ко времени Брейгеля ставшего классиком нидерландской живописи. Очень многие художники делали копии с его картин, и Брейгель был в их числе. Однако великий нидерландец не мог быть простым копиистом: начав с копий, он сумел найти свое направление, свой подход к сходной тематике.
Его работы второй половины 1550-х гг. выполнены в босховском духе: составлены из множества персонажей и отдельных сценок. Скрепляет композицию только высокая точка взгляда и тема, заявленная в названии (Битва Масленицы и Поста, Детские игры). Но Брейгель сразу заявляет о себе как о пристальном наблюдателе: ему интересно буквально все, что происходит рядом с ним. По-настоящему чувствуя фольклор, основываясь на нем, а не просто украшая его элементами свои картины, Брейгель становился истинно народным художником. Многофигурные композиции требовали соответствующего мелкого письма, которое, однако, не перетекало в подробную эмалевидность, колорит был построен на охристых, коричневых, землисто-серых тонах с вкраплением пятен чистого цвета.
1560-е гг. — время расцвета творчества Брейгеля, мощной его эволюции, как будто художник знал о своей ранней кончине и торопился успеть все, что задумал. Он начал вырабатывать собственный неповторимый стиль: композиция стала более целостной, монументальной, фигуры персонажей укрупнились, не было больше взгляда с высоты птичьего полета.
Маленькие по-брейгелевски неиндивидуализированные фигурки вписаны в простирающийся до горизонта ландшафт, опоэтизированный и одухотворенный, наполненный тайной и тишиной (Охотники на снегу, Пасмурный день, Возвращение стада). Подобный эпический характер приобретает природа на лучших пейзажах его сына Яна Брейгеля Старшего — несомненно, сын взял это у отца. Во многом необыкновенное ощущение мистически-таинственной природы возникает из-за особенностей колорита.
Брейгель по сложившейся традиции соединяет охристые оттенки на переднем плане с серо-голубыми и серо-зелеными на заднем, но они настолько деликатны, тонко нюансированы, выдержаны в единой тональной гамме, что ни в коем случае не рождают пронзительную и откровенную фантастичность, которой отличаются пейзажи, например, Иоахима Патинира или Йоса де Момпера, работавших по той же схеме цветовой градации планов.
Питер Брейгель Старший сумел подняться до невероятных вершин философского осмысления жизни — и современной ему, и жизни вообще. Он был одним из величайших гуманистов XVI в., утверждая истинное значение и место человека в мире. Вероятно, ни до, ни после Брейгеля никто не анализировал тему коллективного народного сознания так глубоко.
Трагическое и светлое мировосприятие, умение прочувствовать национальный характер и вектор развития национальной культуры, универсальный характер творчества, позволявший соединить лиризм и народный юмор, острую наблюдательность и метафоричность, гротеск и интерес к бытовым деталям, делают Питера Брейгеля Старшего уникальным художником. Он стал родоначальником целого семейства живописцев: его сыновья Питер Брейгель Младший Адский и Ян Брейгель Старший Бархатный, его внуки Ян Брейгель Младший и Амброзиус Брейгель и его правнук Абрахам были художниками.
Таким образом, династия живописцев Брейгелей дожила до XVIII в., но никто из его потомков не унаследовал такого мощного таланта, такой грандиозной и все охватной силы художнической мысли, безусловно повлиявшей на последующее становление фламандской и голландской живописи.
#брейгель #охотникинаснегу #великиемузеимира #издательствослово