Репетиционный процесс многократно был описан, зафиксирован, снят на видео, записан на диктофон… Изданы записи репетиций К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса — бесценные документы, благодаря которым об этапах работы над спектаклем имеет представление каждый, кто интересуется театральным искусством. Однако все они посвящены работе над определённой пьесой с конкретными артистами в таком-то году. И другой режиссёр при всём желании никогда не сможет воспроизвести чужой творческий процесс, будучи в новых, уже собственных условиях и обстоятельствах.
Каждая репетиция уникальна, и каждая — «уравнение со множеством неизвестных».
Икс и Игрек — актерская и режиссёрская индивидуальности, но есть ещё Альфа – неповторимость пьесы, Бета — время, в которое ставится спектакль, то есть сегодняшний зритель, культурный и собственно театральный контекст; Гамма — театр как сценическая площадка, состав и уровень труппы и так далее. Даже финансирование спектакля в целом отражается на содержании и качестве репетиции, так как от него иногда зависит приглашение «звезды» на роль, сценографические возможности, эффекты… но речь сейчас о другом. Прежде всего репетиция — это работа режиссёра с актёром, самое трудное, но и самое увлекательное в режиссёрской профессии.
Невозможно научить режиссёра работать с актёром «вообще», с условным «среднестатистическим» исполнителем в искусственно смоделированных условиях. Разумеется, можно дать ему теоретические знания: что такое застольный период, разводка, прогон… Но, приступив к практическому театральному делу, он потерпит фиаско — потому что «просто актёра» не существует. Есть живые люди, каждый из которых, независимо от возраста, пола, дарования, амплуа — наделён эксклюзивными творческими и человеческими качествами.
Репетиционных форм бесчисленное множество:
- По этапам создания спектакля: репетиции за столом, на условной выгородке, прогонные, генеральные, корректурные;
- По составу участников: индивидуальные, парные, групповые, общие, массовые;
- По типу материала: музыкальных сцен, сценических боёв, пластических эпизодов, отдельных фрагментов, наиболее сложных для актёров и так далее.
В одних случаях режиссер начинает работу с актёрами, определив или наметив общую линию действий; в других исследует событие за событием, в третьих вообще начать с импровизаций, попросив актёров говорить своими словами «свободные ассоциации». Он может не переходить к следующей сцене, пока полностью не готова предыдущая, или собрать «на живую нитку» всё сразу, ничего при этом твёрдо не закрепляя. Репетиции могут быть отданы поиску действенного решения — или только одной детали, из-за которой не складывается это решение; просмотру «домашних заготовок» артистов, резкой смене направления, чтобы «встряхнуть» вырисовывающуюся фактуру…
Некоторые режиссёры считают полезным перед самым выпуском спектакля опять посадить актёров за стол. Другие просят сделать полный прогон, но без слов. Можно начать работу над спектаклем с первой сцены пьесы, с последней, с середины, с самой простой или с самой трудной, с кульминации и даже с эпилога, если он есть. Установить предпочтительность той или иной «правильной» последовательности невозможно.
Что такое этюд и зачем он нужен
Есть три классические формы работы режиссёра: рассказ, подсказ и показ. Понятия эти достаточно размыты, как и границы между ними. В чистом виде они сейчас почти не встречаются, считаются «рабочими» терминами, и на практике применяются либо в сочетаниях, либо по необходимости. К.С. Станиславский предложил в последний период жизни четвёртую форму работы с актёром — этюдную.
Этюд в точном смысле слова значит «изучение», «упражнение». В литературе, живописи, музыке этюды могут приобрести законченность, и восприниматься как самостоятельные произведения. Этюд в театре, при всей его завершённости, произведением сценического искусства не становится, и лишь иногда входит в спектакль как эпизод или вставной номер. Этюды как самостоятельные сценические упражнения применяют в театральных вузах. Определённым образом организованные и объединённые общей мыслью, они могут превратиться в учебный спектакль, но это уже другая история. Этюды же, проделываемые актёрами в ходе подготовки спектакля в профессиональном театре зрителям не предназначаются.
Этюд — это всегда импровизация. Словесные, физические, мысленные действия в этюде могут быть предварительно оговорены, содержание ограничено обстоятельствами, но сердце этюда всё же импровизация. Он может усложняться, отрабатываться, вырастать, приобретая черты небольшой пьески, но задача, назначение этюда всегда одно: поиск наилучшего пути к действенному решению пьесы, к эмоциональной природе артиста. Между учебными этюдами и специальными в театре — гигантская разница. Первые служат тренировочным целям, совершенствует актёрскую технику, готовит будущих профессионалов к подготовке больших ролей. Этюд в театре, в репетиционном процессе, служит целям и задачам исследования природы действия, ситуации, характера.
Какие бывают этюды
Этюды бывают индивидуальными, групповыми, массовыми, с заданной логикой, но импровизированным словесным действием (или наоборот, с заданным текстом, но спонтанно возникающей логикой). Содержанием этюда может быть прошлая жизнь персонажа, жизнь между эпизодами, сценами, актами пьесы; жизнь будущая, выходящая за временные рамки пьесы. Этюды могут строиться на обстоятельствах и событиях, в пьесе упомянутых, но не показанных драматургом. Всё это помогает актёрам искать логику развития их героя, обнаружить побудительные мотивировки, нащупать стилистические особенности пьесы.
Когда сценическая ситуация сложна и недостаточно понятна исполнителям, этюд может объяснить и упростить её. Отталкиваясь от сценической ситуации, режиссёр может предложить аналогичные ей, но при этом хорошо знакомые актёрам обстоятельства, вызвать личные воспоминания, апеллировать к жизненному опыту. Этюдный метод, если его освоить, сокращает путь к образу, подсказывает выразительные мизансцены. Однако ни числом, ни совершенством этюдов невозможно исчерпать пьесу. Процесс создания роли и спектакля как художественного произведения гораздо сложнее, чем этюдный период, и требует от режиссёра чувства целого, композиции, темпо-ритма, формы и многого другого.
Если вас заинтересовал материал, и вы хотели бы и дальше узнавать о том, как ведётся работа над спектаклем - подписывайтесь, читайте, ставьте лайки, делитесь с друзьями!
БИЛЕТЫ НА НАШИ СПЕКТАКЛИ от 600 до 1200 рублей