Был ли у вас когда-нибудь такой напряженный день, что некогда было даже поесть? Эта статья как раз о таком дне в жизни Иисуса. Подробно описаны только несколько дней служения Христа. Один из них — вторник накануне Его смерти, известный как “день вопросов”. Другой мы рассмотрим сегодня. К нему очень подходит название “Напряженный день”.
Это было в конце (или почти в конце) второго путешествия Иисуса по Галилее. Мы стали свидетелями того , что Христос из Капернаума пошел в Наин (Лк. 7:1, 11), а затем в неизвестные нам поселения (Лк. 7:20, 21, 36, 37). Лука отмечает, что “после этого Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие, и с Ним двенадцать” (Лк. 8:1).
Во время первого галилейского путешествия с Иисусом были только четыре ученика. На этот раз с Ним ходили двенадцать учеников; это была как бы их стажировка. И, как всегда, Иисуса неизменно сопровождала толпа.
Лука отмечает, что с Иисусом и апостолами ходили и женщины, которым Он когда-то помог. Они, по словам Луки, “служили Ему имением своим” (Лк. 8:36). В том, что иудейские женщины помогали своим учителям, не было ничего необычного. Некоторые из женщин, сопровождавших Иисуса, названы по именам: “Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, и Сусанна” (Лк. 8:2, 3).
Мария называлась Магдалиной потому, что была из деревушки Магдала, что на западном побережье Галилейского моря. Мы еще встретимся с ней (Мк. 15:47; 16:1, 9; Ин. 19:25; 20:1-18).
Об Иоанне сказано, что она была женой Хузы, “домоправителя Ирода”. В греческом тексте употреблено не обычное слово, переводимое как “домоправитель”, а другое, означающее “администратор, надзиратель, управляющий”. В Живой Библии (англ.) о муже Иоанны сказано так: “Хуза был управляющим царя Ирода, занимавшимся дворцом и домашними делами” . Весть об Иисусе дошла даже до царского дома! С Иоанной мы встретимся позже (Лк. 24:10).
Сусанна больше нигде не упоминается. Дж. Макгарви отмечает: “...о Сусанне больше ничего не известно, но и этого достаточно, чтобы обессмертить ее”.
Но вернемся к путешествию Иисуса. Мы читаем, что однажды они “приходят в дом; и опять сходится народ” (Мк. 3:20). Это просто может означать, что Христос зашел в чей-то дом. Так как после этого следует учение Иисуса “при море” (Мк. 4:1), то, вероятнее всего, Он вернулся в Капернаум в конце путешествия — а “дом” был тем местом, где Он обычно останавливался, когда бывал в этом городе.
Как бы там ни было, мы рассмотрим некоторые события, которые произошли в этом городе в течение одного “напряженного дня”. Вполне возможно, что в этот же день Иисус рассказал притчи, записанные в Мф. 13, Мк. 4 и Лк. 8 (см. Мф. 12:50—13:3). День этот, видимо, завершился укрощением бури на Галилейском море и исцелением бесноватых из Гадарина (Мк. 4:33—5:19). На этих событиях мы остановимся в другой раз. А сейчас давайте посмотрим, как этот день начался.
ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ (Мф. 12:22, 23; Мк. 3:20, 21; Лк. 11:14)
Обычно Иисус вставал рано и удалялся в пустынное место, чтобы помолиться (Мк. 1:35). Наша история начинается с возвращения Иисуса (возможно, к завтраку) туда, где Он остановился. Когда Он вошел в дом, там было полно людей, жаждущих послушать или исцелиться (Мк. 2:1, 2). В Мк 3:20 говорится: “Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им [Иисусу и ученикам] невозможно было и хлеба есть”. И Христос начал спокойно помогать им.
Об одном чуде нам рассказывается подробно — о тройном чуде возвращения рассудка, зрения и речи: Иисус изгнал беса из человека, который был слепым и немым (Мф. 12:22). Люди дивились и говорили: “Не это ли Христос, Сын Давидов?” (Мф. 12:23). Каким-то образом друзья и родные Христа узнали, что у Него очень напряженный день: “И, услышав, близкие Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя” (Мк. 3:21). Многие с сочувствием относятся к тому, что для достижения какой-либо земной цели бывают необходимы жертвы; они понимают, когда человек долгие часы проводит на работе, потому что это необходимо. Однако большинству людей не понятно, зачем нужно до изнеможения работать для Божьего царства. Члены семьи подумали, что Господь просто “не в Своем уме” (Современный Перевод). Если вы твердо решили отвести Богу первое место (Мф. 6:33), то не удивляйтесь, если вас начнут обвинять в том, что вы выжили из ума!
ОТВЕТ НА ОБВИНЕНИЯ (Мф. 12:24-37; Мк. 3:22-30; Лк. 11:15-23)
Иисус проповедовал и исцелял, как обычно, в присутствии книжников и фарисеев (Мф. 12:24; Мк. 3:22). Некоторые из них пришли мучить Его даже “из Иерусалима” (Мк. 3:22). Догадка толпы, что Он, возможно, “Сын Давидов” (Мф. 12:23), только усилила их ненависть. Вскоре они предприняли новую атаку. Не в состоянии отрицать сотворение Христом чудес, они обвинили Его в связи с сатаной. Они сказали: “Он имеет в Себе веельзевула” ; Он “изгоняет бесов силою бесовского князя” (Мк. 3:22).
В ответ на их обвинения Иисус привел три довода. Во-первых, Он сказал, что их обвинения нелогичны: “Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” (Мф. 12:25, 26).
Во-вторых, Он сказал, что их обвинения непоследовательны: они утверждали, что их “сыновья” (т. е. ученики) тоже могут изгонять бесов (Мф. 12:27), но не считали, что их собственные последователи изгоняют бесов силой сатаны. Любое обвинение, выдвинутое против Христа, можно и нужно было выдвинуть и против них.
В-третьих, Он сказал, что их обвинение несостоятельно: чтобы ограбить дом сильного, прежде нужно связать его (т.е. сатану) (Мф. 12:29). Изгоняя бесов, Иисус поражал сатану, а не содействовал ему.
Затем Иисус перешел от обороны к наступлению: “Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа [Святого] не простится людям” (Мф. 12:31). Слово “хулить” означает “говорить против”. Книжники и фарисеи были виновны в хуле на Святого Духа, так как работу Духа они приписывали (Мф. 12:28) сатане. Христос сказал, что “если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем” (Мф. 12:32).
Поймите: Иисус осуждал Своих врагов не за случайную оговорку. Он обвинял их в упорном ожесточении сердца. Он подчеркивал, что “от избытка сердца говорят уста” (Мф. 12:34). Такое мышление настолько укрепилось в них, что “зло [они] называют добром, и добро — злом” (Ис. 5:20). Как книжники и фарисеи дошли до такого печального состояния? Их сердца окаменели, потому что они постоянно отвергали свидетельство Духа, которое доказывало, что Иисус есть Мессия (Ин. 12:40).
Иногда люди сомневаются, не согрешают ли они против Духа Святого. Один старый мудрый проповедник сказал: “Если вас это беспокоит, значит, не согрешаете”. Он имел в виду, что такое беспокойство свидетельствует о том, что сердце очерствело небезвозвратно. На самом деле, так как Иисус уже не ходит по земле, совершая чудеса силой Духа, то мы с вами не можем быть повинны в совершении точно такого греха, каким грешили фарисеи. Однако мы можем быть повинны в совершении подобного греха: мы можем допустить, чтобы наши сердца очерствели настолько, что их уже невозможно будет “опять обновлять покаянием” (Евр. 6:6; см. ст. 4-6). Да поможет нам Бог сохранить чувствительность наших сердец (4 Цар. 22:19)!
БОРЬБА С ОШИБОЧНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ (Мф. 12:38-45; Лк. 11:16, 24-26, 29-36)
Будучи не в состоянии опровергнуть логику Иисуса и уязвленные Его обличением, враги сменили тактику: “Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: «Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение»” (Мф. 12:38). Только подумайте, какова наглость! Следуя за Христом по пятам, они видели множество чудес. Да и в тот же день они были свидетелями тройного чуда. Что еще они хотели? Лука говорит, что они “требовали от Него знамения с неба” (Лк. 11:16). Возможно, они требовали от Иисуса такого же знамения, как небесный огонь Илии (3 Цар. 18:3638; 4 Цар. 1:10).
Христос не творил чудес “по заказу” (Мф. 4:3, 4; Лк. 23:8, 9). Он никогда не творил чудес “на показ”. Кроме того, Он знал, что никакое чудо — ни с неба, ни с земли, ни из-под земли — не сможет убедить этих критиков с огрубевшими сердцами. Поэтому Он ответил:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы, пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39, 40).
Это была завуалированная ссылка на воскресение Иисуса: на третий день после смерти и погребения Он воскреснет (Мф. 16:21; 17:23; 20:19). Враги Христа не поняли Его слов; не поняли их и Его ученики. (Это было сказано еще до того, как Иисус объявил апостолам о Своей неминуемой смерти). И тем не менее, воскресение было и остается основным “знамением” того, что Христос есть Сын Божий (Рим. 1:4).
Затем Иисус вновь стал обличать книжников и фарисеев (а также тех, кто находился под их влиянием). Он сказал, что даже нечестивая Ниневия не была так упряма, как они, и языческая царица Савская (“царица южная”) была восприимчивей их (Мф. 12:41, 42; Лк. 11:31, 32). Он объединил два Своих любимых образа, чтобы сказать Своим критикам, что если они откроют свои сердца, то и их жизнь наполнится “светом” (Лк. 11:33-36).
В одном из Своих наиболее ярких примеров Христос рассказывает о том, как один нечистый дух вышел из человека, а затем вернулся обратно с семью бесами, еще хуже, чем он сам (Мф. 12:43-45; Лк. 11:24-26). Эта короткая притча может иметь общий практический смысл, но в данном контексте она характеризует иудейских духовных руководителей. После вавилонского плена они изгнали “беса” идолопоклонства — но не заменили его позитивной верой в Бога и повиновением Его воле. В результате теперь в них живут “семь духов”, еще хуже первого: это невежество, предубеждение, самодовольство, лицемерие, неверие, неповиновение и ложные ценности.
УСТАНОВЛЕНИЕ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (Мф. 12:46-50; Мк. 3:31-35; Лк. 8:19-21; 11:27, 28)
Когда Иисус так убедительно говорил все это, одна женщина выкрикнула из толпы: “Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!” (Лк. 11:27). Это единственное записанное исполнение предсказания Марии (Лк. 1:48). Христос же сказал в ответ: “Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его” (Лк. 11:28). Эти слова Иисуса здесь и в Мф. 12:48-50 — серьезное осуждение ошибочного поклонения Марии.
Иисус не уничижал Свою мать, которую любил. Он лишь подчеркивал, что быть послушным сыном Божьим важнее, чем быть матерью Христа. Какая волнующая весть для всех нас! Земной матерью Господа могла быть всего одна женщина, но все мы можем быть Его учениками .
Эта важная истина вновь отчетливо прозвучит через короткое время. Когда Христос все еще учил народ (Мф. 12:46), “пришли мать и братья Его” (Мк. 3:31). Так как подойти к Нему из-за толпы было невозможно, они послали сказать Ему, что хотят Его видеть (3:31, 32). Мы не знаем, с какой целью они искали Иисуса. Мк. 3:21 и 3:31, похоже, связаны между собой; возможно, родные пришли, чтобы отвести Его домой и силой заставить отдохнуть. Какой бы ни была причина, слова “мать Твоя, и братья Твои... спрашивают Тебя” (Мк. 3:32) прервали проповедь Иисуса.
Как Истинный Учитель, Христос использовал этот момент для назидания, спросив: “Кто мать Моя? И кто братья Мои?” (Мф. 12:48). Указав на сидевших рядом Своих учеников, Он сказал: “Вот мать Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать” (Мф. 12:49, 50). Лука это заявление Иисуса передает следующими словами: “Мать Моя и братья Мои — это слушающие слово Божие и исполняющие его” (Лк. 8:21).
Христос не умалял семейных уз. Он придавал чрезвычайную важность семейным обязанностям (Мф. 15:4-6; Ин. 19:26, 27; см. 1 Тим. 5:8). Однако Он вновь подчеркивает, что есть отношения куда более высокие и важные, чем земная семья: это наши духовные узы с Ним и с Его Отцом. Прекрасно сознавать, что если мы “слушаем слово Божие и исполняем его” (Лк. 8:21; см. Мф. 7:21-27), то наши отношения с Иисусом могут быть теснее тех, что были у Него с матерью и братьями по крови!
Это были слова ободрения, адресованные ученикам Христа (как и нам), но не забывайте и о контексте наших дней, когда жестокие нападки на Господа уже в прошлом. Теперь нам понятно, что Ему нужно было собрать вокруг Себя группу преданных учеников, которые бы после Его ухода служили семенем для церкви. Было крайне необходимо установить эти новые и очень прочные отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До конца дня было еще далеко. Еще многому нужно было научить и сотворить ряд беспримерных чудес. На месте Иисуса я бы уже выбился из сил. (Ничто так не изматывает меня, как конфликты, противостояния и споры). Однако изучение оставшейся части дня нам придется отложить до следующего раза. Пора опустить занавес над этими трудными, напряженными сутками.
Все наши тексты содержали много практических уроков. Основная же идея изученного материала заключена в Мф. 12:30, где Иисус говорит: “Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает” . Либо мы на стороне Иисуса, либо нет. Нейтральной территории не существует.