Если есть на свете любовь, то она должна прежде всего существовать у нас дома. Вслед за спасением и правильными отношениями с Богом сегодняшний мир ни в чем так не нуждается, как в семьях, где живет любовь. В нашем мире все готовы перегрызть друг другу горло. Если у нас есть тихая гавань, куда мы можем вернуться в конце дня, где нас ожидает забота, сочувствие и любовь, то мы справимся. Но если нас и дома ждут ссоры, противодействие и неприятности, то жизнь для нас становится тяжким испытанием.
Слово “дом” имеет два больших круга значений. Во-первых, это жилое здание, строение, помещение, квартира - то есть место обитания. Но дом - это также и семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством, то есть сами обитатели, или, как мы говорим, домашний очаг. Когда Библия говорит “дом”, она чаще всего имеет в виду второе значение этого слова. Дом всегда предполагает тепло и уют, которые создают самые близкие люди, собравшиеся вместе. К сожалению сегодня, и это я знаю точно, у некоторых дом больше похож на сдаваемые в наем меблированные комнаты: в них обеспечивается питание, есть ковер и телевизор - и ничего больше. А нам крайне необходим, я это тоже знаю, домашний очаг, нам нужны семьи, в которых бы не было недостатка библейской любви.
В СЕМЬЕ МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА
Мудрец сказал: “Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть” (Прит. 15:17). Современный Перевод: “Лучше есть суп там, где любовь, чем есть нежное мясо там, где ненависть”. “Нежное мясо” - это говядина высшего качества от специально откормленных бычков, а не то жесткое волокнистое мясо изработавшихся животных, забитых после того, как их пригнали с поля. Это толстое, сочное розовое мясо с небольшими прожилками белого жира. Это то мясо, которое вызывает ночные кошмары у тех, кто помешан на уровне холестерина в своей крови, но которое тает во рту, когда вы его едите с пылу, с жару. Однако, говорит Соломон, если вы можете получить его только в компании ненавидящих вас людей, то лучше пустая похлебка с куском черствого хлеба, но вместе с людьми, которые любят вас.
Деньги, имущество и лучшие куски мяса - это еще не дом. Дом - это то место, где люди радуются тому, что они вместе, едят то, что Бог послал, и любят друг друга. В Ос. 11:4 Бог говорит об “узах любви”. Настоящий дом имеет множество “уз любви”.
Жених и невеста должны любить друг друга и быть преданными друг другу до самой смерти. Но Библия учит также, что не только муж и жена, но и все члены семьи должны любить друг друга. Давайте обратимся к первоисточнику - Божьему руководству по семейной жизни - и покажем, что это действительно так. Начнем с матери и отца, так как именно через них дети узнают, что такое любовь.
Отец должен любить мать. Самое большое, что любой мужчина может сделать для своих детей, - это любить их мать. Прочтите в Ветхом Завете:
«И ввел ее [Ревекку] в шатер... и она сделалась ему женою; и он возлюбил ее» (Быт. 24:67).
«Иаков любил Рахиль, и сказал [своему тестю Лавану]: я буду служить тебе семь лет за Рахиль. ...И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29:18, 20).
«[Елкана] Анне же давал часть особую, ибо любил Анну» (1 Цар. 1:5).
«И полюбил царь Есфирь» (Есф. 2:17).
«Утешайся женою юности твоей... любовию ее услаждайся постоянно» (Прит. 5:18, 19).
«Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои» (Еккл. 9:9).
«[Невеста о женихе:] Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь» (Песн. П. 2:4).
Но самые замечательные слова мы находим в Новом Завете, в главе 5 Послания к ефесянам (которые повторяются в Кол. 3:19):
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. …Так должны мужья любить своих жен, как свои тела. ...Так каждый из вас любит свою жену, как самого себя» (ст. 25, 28, 33).
Мужья должны любить своих жен так, как Христос любил церковь! Подумайте обо всем, что Христос сделал для церкви. Его мысли были не о Себе, а о церкви. Ради церкви Он оставил небеса. Он бескорыстно любил, безраздельно отдавал, беззаветно служил. И, наконец, умер за церковь. Думая об этом, я могу только просить всех молиться за всех мужей среди нас, перед которыми стоит эта почти не осуществимая задача!
Но мать тоже должна любить отца. Вот два стиха об этом:
«Но Давида полюбила другая дочь Саула, Мелхола» (1 Цар. 18:20).
«Чтобы старицы. вразумляли молодых любить мужей, любить детей» (Тит. 2:3, 4).
Затем, мать и отец должны любить детей. Как сказано, молодых женщин надо вразумлять “любить своих детей”.
В Пс. 126:3 автор говорит, что дети - это благословение: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева”. Поэтому в Писании мы часто читаем о родителях, любящих своих детей (хоть и не всегда мудро). Авраам любил Исаака (Быт. 22:2). Исаак любил Исава, Иаков любил Иосифа (Быт. 37:3). В Исх. 21:5 говорится о рабе, которому была дана свобода, но который предпочел остаться рабом, потому что любил жену и детей.
Я думаю, что мы можем здесь даже сослаться на Мф. 10:37 (хотя в этом стихе любовь как бы отрицается), когда Иисус говорит: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня”. Иисус говорит, что на первом месте должна быть любовь к Нему, но посмотрите, что это утверждение подразумевает. Оно подразумевает, что мы любим наших сыновей и дочерей.
С другой стороны: дети должны любить мать и отца. Прочтем Мф. 10:37 еще раз. Этот стих предполагает, что мы будем любить отца и мать.
Среди ужасных грехов своего времени Павел назвал отсутствие любви (“нелюбовны”, Рим. 1:31; “нелюбящие”, 2 Тим. 3:3). Это отрицательная форма слова сторге - семейной любви. Речь идет о любви, которая подразумевает естественные теплые чувства человека к членам своей семьи. Иисус проиллюстрировал это в Мф. 15, когда говорил о тех, кто, прикрываясь людским преданием, устраняется от заботы о своих родителях.
Позвольте мне также сказать, что первый ребенок в семье должен любить второго, третьего и так далее. В Лк. 14:26 Лука пересказывает слова Иисуса, сказанные Им в Мф. 10:37, и там упомянуты братья и сестры.
Основная идея заключается в том, что каждый в семье должен любить остальных членов семьи. Как нам нужны такие семьи!
ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА В СЕМЬЕ
Чтобы максимально приблизить наш урок к жизни, позвольте мне спросить вас: что значит любить друг друга в семье?
Рискуя уподобиться заезженной пластинке, я вновь повторю, что в греческом оригинале Нового Завета в большинстве случаев говорится о любви агапе, и эта любовь агапе желает любимому всего наилучшего.
Сказанное имеет непосредственное отношение к дому, но время, к сожалению, дает мне возможность подчеркнуть лишь один момент: любовь удовлетворяет нужды. В своей замечательной книге о евангелизации через дружбу, которая называется “Расходящиеся круги заботы”, У. Оскар Томпсон мл. вновь и вновь подчеркивает эту мысль. В сжатой форме она выглядит так:
Любовь - это
НЕ эмоции,
НЕ чувства.
Любовь - это
Разум,
Воля,
Дело,
Любовь - это действие!
Любовь строит взаимоотношения;
Любовь поддерживает взаимоотношения;
Любовь осуществляет взаимоотношения;
Любовь устанавливает взаимоотношения;
Любовь удовлетворяет нужды!
Любовь удовлетворяет нужды, признанные Богом нужды, а не все желания. Важнейшая цель любви - не изменять других, а удовлетворять их потребности. Когда необходимо, чтобы человек изменился, любовь работает опосредованно, проявляя заботу и усиливая то, что хорошо. Любовь агапе неэгоистична, она заботится не о себе, а о другом человеке. “Но любовью служите друг другу” (Гал. 5:13).
Когда я говорю, что любовь удовлетворяет нужды, я имею в виду любые нужды. Например, любовь заботится о физических нуждах.
Муж должен любить жену, как свое собственное тело (Еф. 5:28). Наши тела имеют физические потребности, и мы стараемся удовлетворять их. И поэтому тот, кто любит, будет “печься [заботиться; Современный Перевод] о своих” (1 Тим. 5:8).
Отец, который много трудится, чтобы заработать на жизнь, выражает этим любовь. Мать, которая содержит в порядке дом и вкусно готовит - часто помимо другой работы, выражает любовь.
Возможно, здесь уместно будет спросить, ценим ли мы эти выражения любви. Очень часто мы принимаем все это как должное, не считая проявлением любви, тогда как другие, о которых некому заботиться, отдали бы все на свете, чтобы их так любили!
Но любовь заботится еще и об эмоциональных нуждах.
У всех нас есть эмоциональные нужды. Нам нужно знать, что нас любят. Нам нужно знать, что нас принимают. Нам нужно знать, что мы в безопасности. И мы нуждаемся в подтверждении этого время от времени.
Поэтому учитесь выражать свою любовь. Выражайте ее словами. Мужья и жены, научиться выражать любовь друг к другу вам поможет книга Песни Песней Соломона. Читайте ее вместе. Если вам захочется, посмейтесь вместе над некоторыми способами выражения любви в прошлом - но не упустите основную идею. Они говорили, что любят друг друга. Слова “мой возлюбленный” встречаются в книге более десяти раз. Они говорили друг другу комплименты. Мужья, посмотрите, как начинается глава 4: “О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!”
Выражайте свою любовь также и в делах. Вспомните 1 Ин. 3:18: “Станем любить не словом или языком, но делом и истиною”. Жены и мужья, в нашем Руководстве сказано и о поцелуях: “Да лобзает он меня лобзанием уст своих! ... Уста его - сладость” (Песн. П. 1:2; 5:16). Сказано там и об объятиях. “Правая [рука] обнимает меня” (Песн. П. 8:3). Один доктор убежден, что нам всем необходимо, по крайней мере, четыре объятия в день, - и он даже предписывает их. При этом он всегда добавляет, что не возбраняется превышать это количество! “Никто еще не умер от передозировки объятий”, - говорит он.
Ах, как необходимо матерям и отцам научиться выражать свою любовь друг к другу! Большинство браков гибнет не от взрыва, а от медленной утечки - когда мы игнорируем мелочи, которые говорят: “Я люблю тебя”.
Любовь должна выражаться не только в отношениях между матерью и отцом. Детям тоже нужно знать, что родители любят их, так же как и родители должны знать, что дети любят их.
Говоря о любви, удовлетворяющей нужды, давайте не будем забывать о наших духовных потребностях. Если любовь действительно “желает наилучшего”, она не может оставить без внимания духовные потребности, так как они являются самыми важными из всех.
Если я люблю свою семью, то, будучи ее главой (Еф. 5:23; 6:1), я буду заботиться о том, чтобы мои домашние изучали Божье Слово. Я буду следить за тем, чтобы они не пропускали библейские занятия и церковные богослужения. Я буду сам учить их. Иисус сказал: “У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне” (Ин. 6:45).
Что касается нужд, давайте подчеркнем, что у каждого в семье есть свои особые нужды. Есть они и у отца. Ему необходима жена, единственное желание которой - угодить ему и сделать все возможное, чтобы он состоялся как муж и как отец. Ему необходима жена, которая почитает его как Божью власть в доме (Еф. 5:22, 23). Ему необходима жена, которая будет воспитывать детей в преданности и любви к Богу и к их отцу. Ему нужна физическая любовь его жены. Когда-то я вырезал вот этот небольшой рассказ из журнала Ридерс дайджест, который был написан одной очень занятой женой:
«После того, как я взвалила на себя слишком много дел, я прямо-таки обросла обязанностями. Чтобы ничего не забыть, я начала составлять на каждый день памятку, из которой вычеркивала дела по мере их выполнения. Через пару недель я похвасталась своему мужу, Кларенсу: “Благодаря этому списку я ни разу не упустила ничего важного”. Вскоре после этого разговора я вернулась домой с какого-то затянувшегося допоздна собрания и сразу же заглянула в памятку, чтобы посмотреть, что у меня было запланировано на следующий день. Между пунктами “13:30 - парикмахерская” и “Убрать в шкафчике для белья” рукой мужа было написано: “Соблазнить Кларенса”».
Особые нужды есть и у матери. Ей нужен муж, который примет на себя обязанности семейного духовного лидера. Ей нужен муж, который любит ее с жертвенной преданностью (помните, что мужья должны любить жен, как Христос любит церковь). Ей необходимо знать, что ее муж не изменяет ей.
Разве не печально, что сегодня мы должны подчеркивать этот последний момент? Библия и сегодня говорит: “Не прелюбодействуй” (Рим. 13:9). Верность и неверность отличает друг от друга не частица НЕ, а ЛЮБОВЬ.
Кроме того, мать нуждается в искренней похвале; ей необходимо чувствовать, что ее ценят. К концу описания добродетельной жены в Прит. 31 сказано: “Муж... хвалит ее” (ст. 28). В 1 Пет. 3:7 говорится, чтобы мужья “оказывали честь” своим женам. Между прочим, жена должна знать, что ценят также и ее мнение.
Особые нужды есть и у детей. Им нужны двое родителей, которые любят друг друга. Им нужны родители, которые любят их - и не скрывают этого - только лишь за то, что они принадлежат семье. Не за то, что они красивые... или талантливые... или популярные... или даже хорошие... а просто потому, что они являются частью семьи. Я не всегда одобряю то, что делают мои дети, и я, как могу, стараюсь разбираться с этим, но это все равно мои дети, и я люблю их. Можете вы представить себе отца блудного сына, который послал бы свою жену навстречу сыну с такими словами: “Ты ушел из дома, тем разбив сердце своего отца, и он не хочет с тобой больше никаких дел иметь”?
Им нужны родители, которые являются для них примером, которые показывают им, что такое христианство. Им необходимы родители, которые заботятся также и о наставлении (Прит. 22:6), то есть не только учат, но и вырабатывают в них навыки. Павел призывает родителей в Еф. 6:4: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем”. Детям нужны родители, которые научат их праведности, вдохновят их на праведность и исправят их, когда те будут поступать неправедно, даже наказывая их в случае необходимости.
«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6).
«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29:15).
Если я действительно желаю добра своему ребенку, то я буду стремиться к тому, чтобы он вырос таким, каким ему следует быть. А это предполагает и наказание в целях исправления. Если я не делаю этого, то Библия говорит мне, что на самом деле я не люблю своего ребенка.
Да, у каждого в семье есть особые нужды, но мне следует также добавить, что каждый член семьи имеет еще и свои, индивидуальные нужды. Это заставляет меня сказать в завершение следующее об удовлетворении нужд. Если я собираюсь выражать свою любовь тем, что буду удовлетворять нужды, то мне необходимо знать, по крайней мере, три вещи:
(1) Я должен стать чувствительным к нуждам членов моей семьи
Вернемся к иллюстрации, данной Павлом. Я должен любить свою жену, как свое тело (Еф. 5:28). Вы когда-нибудь спотыкались? Наверняка. Я до сих пор помню, как летом бегал босиком. И не было случая, чтобы хоть один раз за лето я не разбивал большой палец на ноге так сильно, что сдирал ноготь. Резкая, нестерпимая боль! Когда вы разбивали ногу, вы осознавали это? Конечно же! Что вы делали? Вы принимали меры. Павел говорит, что наши жены должны быть для нас, как наше собственное тело. Если ей больно, то мы должны быть достаточно чувствительны, чтобы осознать это. Затем нам нужно постараться устранить эту боль.
Некоторые бизнесмены без устали работают над тем, чтобы вовремя почувствовать ту или иную потребность общества - ради того, чтобы заработать лишний доллар. Но они могут иметь семью, члены которой страдают, и быть абсолютно глухими к их нуждам. Мы должны быть чувствительными.
(2) Я должен понимать, что нужды меняются
Нельзя на какое-то время уделить внимание удовлетворению нужд и затем решить, что сделал все, что требуется, так что можно забыть об этом и взяться за что-нибудь еще. Любовь должна всегда относиться к категории “неоконченных дел”. Взявшись за это дело раз, вы уже с ним не можете расстаться никогда.
Потребности матери и отца меняются. Наши потребности в первое время совместной жизни отличаются от тех, которые возникли у нас с появлением детей и материальными затруднениями. А эти потребности не похожи на те, которые возникают, когда дети покидают дом, а мы стареем.
Меняются и потребности детей. Их следует учить все большей и большей самостоятельности и, в конце концов, помочь им начать свою собственную жизнь (Мф. 19:5). Во Втор. 32:11 Моисей использует в качестве примера орлицу, которая заставляет своих орлят покидать гнездо и учиться летать; он сравнивает с этим то, как Бог учит Свой народ:
«Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих».
Приходит время, и детям нужно покинуть гнездо. Когда такое время наступает, мы должны помочь им сделать это как можно менее болезненно. Используя другую метафору, можно сказать, что любящая мать сама заберет у ребенка из рук подол своего платья.
(3) Я должен осознавать, что все это требует времени. Это совершенно очевидно из всего того, что мы сказали
Раньше было проще. Раньше как-то само собой получалось, что семьи больше проводили времени вместе, чем большинство семей сегодня это делает даже преднамеренно. Мы вместе завтракали, обедали и ужинали. Мы вели общую беседу. Большинство людей работало вместе. Общим был их какой-никакой досуг. Но это было до того, как появился телевизор и все разбрелись по своим комнатам.
Но что проку вздыхать по “добрым старым дням”? Мы должны делать все возможное в эти дни, в сегодняшних условиях. Все очень просто: это значит, что мы должны находить время на то, чтобы быть вместе. Можно выключить телевизор и сесть всем вместе за обеденный стол. Можно выделить особое время для семьи - хотя бы один вечер в неделю - и постараться, чтобы другие дела этому не мешали. Пусть члены наших семей знают, что они для нас дороже нашей газеты или футбольного матча по понедельникам. Пусть наши дети знают, что, в пределах разумного, они могут прерывать нас, чтобы обратиться за помощью или рассказать о том, как у них прошел день.
Нет, мы не говорим, что это легко. Мы не утверждаем, что все изменится по мановению волшебной палочки. Мы говорим, что над этим стоит работать и об этом стоит молиться. Потому что мы говорим о любви в нашем доме.
Если бы позволяло время, то было бы полезно поговорить о том, что у любви есть способность закрывать глаза на многие недостатки. 1 Пет. 4:8 - стих, который заслуживает серьезного изучения в связи с трудностями семейной жизни: “Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов”. Но разговор об этом мы отложим до следующего раза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какое-то время назад в Восточной Германии вышла социалистическая энциклопедия в восьми томах. В ней было одно очень серьезное упущение: там не было раздела о любви. В противоположность этому христианство пронизано любовью вглубь и вширь, от начала до конца и от основания до вершины. И нет такого места, где бы в ней нуждались больше, чем в семье. Любовь есть тепло семейного очага.
Если в вашем доме нет особых материальных ценностей, но зато в нем царит любовь, то вы по-настоящему богаты. Но если вы живете в роскошном особняке без любви, то вы бедны.