Закончена реставрация очередного экспоната для коллекции Веломузея – дамского велосипеда модели ДД-22 производства Московского Велосипедного Завода (МВЗ ), изготовленного в 1936 году.
Как и ДД-20, эта модель серийно выпускалась на МВЗ с 1936 по 1940 год. До начала серийного выпуска на заводе изготавливали небольшие установочные партии этой модели. Велосипед, находящийся в коллекции Веломузея, первоначально достался в довольно посредственном состоянии, так что пришлось заниматься его комплектацией и тщательно реставрировать для того, чтобы сохранить максимум оригинальной окраски и гальванических покрытий. На велосипеде установлены характерные аксессуары середины 1930-х годов – динамомашина и фара производства московского завода «Динамо», а также звонок, изготовленный ленинградской артелью «Вело». Набор «Велосвет» не входил в заводскую комплектацию советских довоенных велосипедов, а приобретался велосипедистами дополнительно. Примечателен факт, что «динамка» являлась отечественной копией английского прототипа фирмы Jos. Lucas & Co . Динамомашина очень массивна и весит, наверное, более полкило, так что ездить с таким грузом на вилке явно неудобно. В наше время найти комплект «Велосвет» в хорошем состоянии очень нелегко.
В производственной программе Московского Велозавода было 2 дамских модели – ДД-20 и ДД-22, отличающиеся формой рам. У ДД-20 рама имела 2 параллельные диагональные трубы, а у модели ДД-22 – нижнюю прямую, а верхнюю изогнутую. В остальном различий в комплектации дамских моделей не было. Многие исследователи считают, что дамские модели отличались от мужских МД-1 только лишь рамами и седлами, однако это неверно. Отличия наблюдались также в длине шатунов, количестве зубов на ведущей звезде и ширине педалей. Большинство дамских велосипедов также комплектовалось задним щитком с отверстиями для сетки, предохраняющей подол платья от попадания в спицы и полукартером, закрывающим цепную передачу. Как и мужские, дамские велосипеды изготавливались в двух вариантах декора – с хромированными колесными ободами и с окрашенными. За годы выпуска модели ДД-20 и ДД-22 претерпели некоторые изменения - совершенствовались конструкция и технология производства.
В коллекции Веломузея имеются обе дамских модели МВЗ – ДД-20 и ДД-22 и они готовы для экспонирования. Реставрацию велосипеда провел Егор Тишин.
Как и мужская дорожная модель МД-1, дамские велосипеды комплектовались задними втулками со свободным ходом и автоматическим тормозом типа "Иди", прототипом которых являлись английские втулки Eadie Coaster. Собственно, конструкция практически всех моделей Московского велозавода имеет английские корни, обусловленные историей предприятия, о которой я вам расскажу ниже. Решение о строительстве в Москве у Камер-Коллежского вала (на пустыре в Симоновской слободе) велосипедного завода было принято правительством СССР еще в 1928 году, но строительство начато лишь весной 1930 года. После долгих обсуждений и споров Высший Совет Народного Хозяйства принял решение о закупке технологии велопроизводства, оборудования и комплектующих у крупнейшей британской компании BSA (Birmingham Small Arms Co). Англичане также помогали монтировать оборудование и обучали советских инженеров. Первая очередь завода была запущена в начале 1932 года, тогда же были собраны из комплектов английских деталей первые велосипеды. До конца 1933 года московские велосипеды имели английские комплектующие, но уже в следующем году продукция полностью состояла из отечественных деталей и материалов. В 1936 году на МВЗ было освоено производство 2 дамских и 2 детских моделей, а также начата экспериментальная сборка гоночных велосипедов. Велопроизводство на МВЗ продолжалось до весны 1941 года, когда завод был перепрофилирован на выпуск армейских мотоциклов М-72.
Здесь можно посмотреть обзоры других моделей Московского Велосипедного Завода, хранящихся в коллекции Веломузея: