Ежедневно в интернете появляется масса отзывов о товарах и услугах. Люди оставляют их по разным причинам: личный опыт, опыт знакомых, догадки и, что нередко, заказной «чёрный пиар» от конкурентов. Анализ таких упоминаний помогает «держать руку на пульсе» и работать на репутацию своего бренда. Более того, это поможет узнать сильные и слабые стороны компании и провести работу над ошибками и совершенствованием.
Что такое анализ тональности и чем он может помочь
Проведение аналитики тональности упоминаний помогает компаниям и специалистам (маркетологам, социологам и др.) узнать ситуацию на рынке для разработки нужной стратегии работы, независимо от сферы деятельности.
Аналитика тональности упоминаний открывает для бизнеса ряд возможностей:
- Контроль инфополя. Это позволяет своевременно отвечать на комментарии на разных площадках.
- Устранить слабые стороны и улучшить сильные. Таким образом можно существенно сэкономить время и деньги на проведении дополнительных соцопросов и исследований.
- Найти возможную утечку информации и атаки конкурентов. Как известно, пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому своевременное принятие мер поможет избежать потери важной информации и репутации, а также сохранить клиентов.
- Проанализировать популярность бренда или отдельного продукта, эффективность маркетинговой стратегии и прочие метрики.
- Увеличить узнаваемость. Абсолютный факт: чем больше компания открыта для пользователей интернета, тем быстрее растёт её узнаваемость. Если представители бренда незамедлительно отвечают на сообщения в Сети, лояльность последних растёт и они делятся информацией о компании со знакомыми. За этим наблюдают и другие пользователи, которые могут в будущем стать клиентами и рекомендовать вас.
Провести анализ конкурентов. Конечно же, вышеупомянутые возможности можно применять не только по отношению к своей компании, но и к компаниям-конкурентам. Вы можете проследить их маркетинговую стратегию, репутацию в Интернете и различные «фишечки», которые они используют для работы. Тем самым, можно более полно понять, как обстоят дела на рынке и работать на опережение.
Как провести аналитику
После того, как убедились в том, что аналитика тональности упоминаний может существенно помочь в бизнесе, невольно может возникнуть вопрос: «как же её проводить?» . Давайте разберём варианты.
По факту, их 2.
1. При помощи специальных сервисов
Помимо соцсетей упоминания о ваших продуктах или услугах могут встречаться на самых различных площадках: от отзовиков до различных развлекательных порталов типа «Пикабу». Автоматически отслеживать все упоминания можно при помощи специальных систем мониторинга. Разберём 3 самые крупные из них, которые работают со всеми крупными соцсетями (ВК, Facebook, Twitter, Одноклассники, LiveJournal, Мой Мир, YouTube, Instagram и проч.), отзовиками и СМИ.
Сервис даёт возможность анализировать актуальные тренды, сравнить вашу компанию с конкурентами и лучше узнать свою целевую аудиторию — функционал зависит от выбранного тарифа. Можно отсортировать упоминания по тематикам, но их количество ограничено, также, как и общее количество отслеживаний. Существенным недостатком может оказаться то, что нет возможности сравнить актуальные упоминания с прошлыми, что может пригодиться для анализа маркетинговой стратегии.
Сервис позволяет найти как публикации с прямым упоминанием, так и и комментарии к ним. Может находить изображения с логотипом, интегрирован с ZenDesk и Slack. Находит упоминания за месяц, но можно запросить возможность находить за год. Из недостатков можно выделить более скромные возможности для глубокой аналитики, чем у сервиса, описанного выше.
У Квибрума, пожалуй, самый широкий функционал, что удобно для работы крупных компаний. Есть специальные инструменты для отраслей: операторов связи, служб безопасности и т.д. Это позволяет проводит более глубокий анализ, чем Brand Analytics, мониторить мошенничество и информационные атаки на компанию. Предоставляет ретроспективу за всё время, начиная от самого первого упоминания в Сети. Тарифы соответствующие, поэтому если ваша компания относительно небольшая, можно начинать с более дешевых аналогов.
Каждая из платформ может:
- показывать упоминания на странице определённого ресурса или инфлюенсера, либо по гео;
- автоматически определять эмоциональную окраску каждого упоминания;
- проводить чистку упоминаний, удаляя или группируя повторяющиеся.
Сервисы аналитики помогают автоматически найти бОльшую часть упоминаний бренда в сети, но для лучших результатов придётся поработать и вручную.