Найти тему

ИРОНИЯ СУДЬБЫ БЕЗ ЛЕГКОГО ПАРА В ПЬЕСЕ Н. ПТУШКО «ПОКА ОНА УМИРАЛА»

Сюжет пьесы Н. Птушкиной «Пока она умирала» современному читателю знаком по замечательному новогоднему фильму «Приходи на меня посмотреть» с Е. Васильевой, И. Купченко и О. Янковским в главных ролях. Эта история похожа на зимнюю сказку и на первый взгляд сильно перекликается со знаменитой «Иронией судьбы, или С лёгким паром!» Э. Рязанова.

Сюжет пьесы прост, забавен и трогателен одновременно. Современный и довольно состоятельный мужчина по имени Игорь случайно попадает в чужой дом, где живут престарелая дама Софья Ивановна со своей дочкой Таней. Софья Ивановна, будучи уверена, что вот-вот умрет, тревожится, что дочь остается одна на свете.

Желая успокоить маму, Таня выдает залетного ночного гостя за своего жениха. Тот подыгрывает ей и после череды забавных мелодраматических недоразумений оба влюбляются друг в друга и в конце пьесы решают пожениться. А Софья Ивановна не только не умерла, но даже встала на ноги (до этого она оставалась неподвижной и все время сидела в инвалидном кресле).

Несмотря на череду парадоксов, эта история получилась более трогательной, чем приключение Жени Лукашина в Ленинграде. Тот попал в квартиру Нади вследствие довольно узнаваемого новогоднего «недоразумения» — лишней порции алкоголя. А Игорь стал гостем в квартире Софьи Ивановны благодаря ее дочке, которая действовала в здравом уме и твердой памяти. Более того, эта женщина руководствовалась желанием ободрить и поддержать свою мать. Ради душевного спокойствия матери она даже обзавелась «дочкой» Диной. В этом отношении Таня даже пошла дальше Нади из фильма Рязанова. Последняя с трудом привыкала к своему «жениху», а Таня, несмотря на мелкие стычки с Игорем, почти сразу нашла с ним общий язык и даже выдала его за папу Дины. Возможно, это объясняется тем, что герои – люди в возрасте и не слишком придираются к недостаткам друг друга, как это делали Лукашин и Надя в любимой комедии.

Ирония судьбы героев пьесы заключается в том, что они нашли свое счастье вопреки логике и всем правилам здравого смысла. Обаянию семейного уюта поддалась и Дина, которая охотно решилась быть «дочкой» Тани и «внучкой» Софьи Ивановны. Автор не зря подчеркивает, что порыв девушки был искренен – она даже вернула Тане фамильные бриллианты, которые ей простодушно отдала Софья Ивановна. Читатель может рассчитывать на счастливый брак Тани и Игоря: несмотря на необычные обстоятельства их знакомства, они все-таки похожи характерами.