Псковские судостроители заявляют, что готовы разобраться с проблемой изношенности малого промыслового флота. Сегодня этот флот в России состоит в основном из старых стальных баркасов: тяжелых, медленных и экономически неэффективных. Компания «Псковская лодочная верфь» подготовила проект промысловой лодки нового поколения. При той же цене она в два раза легче и в три раза быстрее. Проект загружен на Leader-ID в программу «Расскажите о своем проекте»: мы рассказываем о крутых социальных историях и новых технологических разработках.
Его зовут «Альбатрос-11»
Проект нового судна по заказу псковской верфи разработал конструктор Альберт Назаров. Получилось 11-метровое судно с корпусом из стеклопластика. Корпус планируют формовать методом вакуумной инфузии — это позволит строить легкие и прочные композитные суда.
По размерам новое судно примерно такое же, как стальные баркасы, но в три раза превосходит их по грузоподъемности: 8,5 тонны против 3 тонн. Лодка значительно легче и с двигателем мощностью в 300 лошадиных сил способна развивать скорость до 20 узлов, то есть 37 километров в час.
«Сегодня малый промысловый флот в России состоит в основном из старых стальных баркасов: тяжелых, медленных и экономически неэффективных»
«Сейчас многие рыбаки хотят работать быстро, без глубокой заморозки улова, потому что именно охлажденная, а не замороженная рыба ценится особо высоко, — рассказывает директор ЗАО “Псковская лодочная верфь” Владимир Чулков . — Нужно улов быстро поднять, доставить на базу, охладить и отправить потребителю. Поэтому суда, которые ползут 10–12 километров в час, промысловиков уже не устраивают».
Новые суда собираются комплектовать дизельными двигателями мощностью от 200 до 500 лошадиных сил. В последнем случае лодка сможет развивать скорость до 60 километров в час.
«Суда, которые ползут 10–12 километров в час, промысловиков уже не устраивают»
Кому нужна такая лодка
Перед разработкой проекта псковичи опросили промысловиков и выяснили их потребности.
«Мы сотрудничаем с рыбаками больше 20 лет. Сотни наших промысловых лодок работают в Астрахани, на Камчатке, на Севере, — продолжает Владимир Чулков. — Большой сегмент нашей продукции сейчас ориентирован на рыбацкие артели и колхозы, то есть на малый промысел. Многие рыбаки говорят, что им нужны современные суда прибрежного лова. Востребованные в свое время малые стальные промысловые боты устарели. Сегодня во всем мире практически никто уже не строит стальные суда этого типоразмера из-за их малой экономической эффективности. А в России ничего другого нет, поэтому их продолжают покупать. Объем рынка новых судов мы оцениваем сотнями. Только на Сахалине говорят, что им нужно примерно 200 новых лодок».
«Объем рынка мы оцениваем сотнями судов нового поколения, так как существующий флот изношен почти на сто процентов»
Предполагаемая рыночная цена корпуса нового судна — 8 миллионов рублей. Цена композитного корпуса получилась примерно равной цене стального. В первом случае дорогой материал и низкие трудозатраты, во втором — дешевый материал и много ручного труда сварщиков.
Окончательная стоимость лодки зависит от мощности двигателя и состава промыслового оборудования.
Почему не построили опытный образец
Чтобы начать новое производство, надо вложить около 30 миллионов рублей. Сумма нужна, чтобы закупить оборудование, организовать рабочие места, изготовить технологическую оснастку (матрицы) и произвести первый опытный образец корпуса. Это изготовление технологической оснастки (матриц), приобретение оборудования, организация рабочих мест, формовка первого опытного образца корпуса.
«Мы не можем из своего оборота изъять такую сумму, — говорит Владимир Чулков. — Потенциальные потребители хотят, чтобы первое судно было уже готово, первого заказчика на новое судно найти всегда трудно. Но обычно на все предыдущие новые проекты мы такого смельчака находили. В качестве мотивации предлагали хорошую скидку. Мы не видим причин, по которым новое судно не будет построено. Это не просто проект, это новое слово в малом композитном судостроении».