Моим родителям было гораздо страшнее и тяжелее. В их тихий мир советского человека ворвались цветные телевизоры с пультом, видеомагнитофоны, за ними тетрисы и различные игровые приставки. А в эфирной телевизионной сетке появились удивительно красивые мультики Диснея, а так же сюжеты о том, как страшно на улицах, пришла гласность и 90-е.
Детей стало страшно отпускать свободно гулять, бесплатные кружки закрылись, а платных еще не придумали), да и лишних денег тогда не было. За детей было страшно ещё потому что, ещё вчера они играли в пластмассовую куклу Машу, а сегодня у них появилась приставка. Эти дети попали в какую-то сказку и погрузились в этот удивительный, яркий, красивый мир игр и фильмов. Какая тут школа и скучные домашние задания? Я помню их опасения – испортится зрение, скатишься до двоек, разучишься общаться с людьми …но мне было всё равно, я буквально жила ожиданием очередной серии «Чип и Дейла», и даже на даче, вместо игр на улице, я сидела в доме у подружки, играя в «утиную охоту» на её приставке, пока у меня не появилась своя.
Мои родители не могли знать, чем обернётся этот технический прорыв, их детство было совсем иным, да и моё тоже, пока не наступила перестройка. Им пришлось рискнуть и довериться мне.
Школу я закончила с двумя четверками; в институт поступила и закончила его с красным дипломом; с друзьями, даже со времён школы, общаюсь; да и зрение к 40 годам по прежнему острое. Зря они волновались.
Своему ребёнку я не запрещаю пользоваться гаджетами, потому что я понимаю, что для сегодняшних детей это их мир. Я помню себя – мой мир заключался в игровых приставках, это было темой для разговоров в школе, поводом зайти к другу в гости. Сегодня мир нынешних детей – гаджеты, именно они являются темой их разговоров, это их повод для звонков друг другу и повод для встреч. И если я не понимаю, что в этом интересного, как когда-то мои родители не понимали, что интересного в этих стрелялках и бродилках, то это не повод для того, чтобы это запрещать.
Меня всегда удивляла особенность взрослых забывать. Вспомните себя. Кто из нас любил в детском саду или школе кашу? Ели мы её? Нет, конечно. Мы размазывали кашу по тарелке, а живот набивали хлебом. Много пользы мы получили от наличия каши в меню? А кисель? Подогретое молоко с пенкой? И вот, мы выросли, теперь мы решаем, чем кормить наших детей в детских садах и школах, мы прекрасно знаем, что не смотря на всю пользу - кашу, кисель.. дети не едят, но мы упорно продолжаем включать эти продукты в меню, почему-то думая, что наши дети непременно должны это съесть, а они не едят и остаются голодными. Ровно так же мы поступаем с гаджетами, начисто забывая о том, что сами росли в этом и в большинстве своём от этого не пострадали.
У многих гаджеты ассоциируются со словами игромания и зависимость. Это действительно страшные явления, вселяющие страх и являющиеся основным поводом запрета гаджетов. Однако, подумайте, зависимость не является проблемой большинства. Потому что эта проблема совсем не связана с наличием/отсутствием доступа к предмету зависимости. Яркий пример – алкоголь. Кто из взрослых его не пробовал? Думаю, таких нет. Алкоголь доступен, мы без страха употребляем его по праздникам, не стесняемся его даже кому-то дарить, но многие ли из нас стали от него зависимыми? Совсем не многие. Зависимость сама по себе не проблема, это лишь симптом заболевания психики. Поэтому то у таких людей объекты зависимости меняются, потому что проблема не в объекте (гаджет или алкоголь), а в самом человеке.
В борьбе с гаджетами, мы родители, тратим много сил и нервов, сколько скандалов пережито не одной семьёй. У одного моего знакомого психолога тоже случился подобный скандал с сыном подростком. Несмотря на все знания и выдержку, он как отец, под влиянием общественного мнения и переживающий за своего ребёнка, перешёл от бесед к действиям и поступил просто, как все - отобрал у сына телефон, за плохую учёбу. Сын искал телефон по всей квартире. Отец же был твёрд – наказание нужно довести до конца иначе потом никакой ценности родительское слово иметь не будет, поэтому телефон ребёнку не отдавал. Тогда его сын, не долго думая, схватил родительский телефон и выбросил его в окно десятого этажа. Мол как ты со мной, так и я с тобой. Конечно, после этого ребёнок был наказан. Отец забрал себе его смартфон, а сыну взамен купил кнопочный. Сын чувствовал свою вину, но не за свой интерес к гаджетам, а за свой поступок. Интерес же к гаджетам никуда не исчез, смартфон у него потом опять появился и всё вернулось на круги своя. Это то и понятно, смартфон не мог у него вновь не появиться, современная жизнь, увы, без него невозможна, даже мы взрослые без него как без рук.
Смартфон, планшет - для взрослого человека это не столько развлечение, а сколько средство для жизни - родительские чаты, контроль входа ребёнка в школу, мессенджеры, приложения вызова такси, навигатор… всё это нам просто необходимо.
Это же будет необходимо и нашим подросшим детям и очень хорошо, если наши дети наиграются в телефон в тот свой период жизни, когда можно и нужно играть. Начинать познавать гаджеты в средней школе и тем более в старшей поздновато, в этот период нужно думать больше об учёбе, а не об играх, а как о них не думать, когда он об этих играх только сейчас узнал, а в детстве в них не наигрался.
По примеру своих родителей я разрешила своему ребёнку (начальной школы) гаджеты и заняла наблюдательную позицию.
Пока результат таков:
- Английский язык в школе изучается без проблем и с интересом, потому что игры и многие приложения в телефоне на английском языке. Тексты на английском языке так же привычны, как и на русском. В иностранном языке, как в предмете, ребёнок видит для себя практическую пользу – понимание сути англоязычных игр, появилась возможность отвечать в чатах англоязычным детям, а главное теперь можно их понимать.
- Ребёнок быстро научился писать. Его скорость набора текста равна моей, взрослого человека. При этом не важно, на каком языке он пишет – на русском или на английском.
- У ребёнка нет трудностей в изучении новых программ, потому что логика у всех едина.
- С игр ребёнок постепенно начал переходить в учебные приложения. Сегодня уже больше времени уделяется рисованию на планшете, игры начали надоедать.
- Каждый день у ребёнка на связи друзья из класса, с которыми они либо совместно играют, либо просто рисуют.
- Освоены современные танцы.
- Ребёнка легче запугать. Чем я и воспользовалась, побеседовав с ним о плохих людях в интернете. Страх с ними там повстречаться сформировался - ребёнок не рассказывает незнакомым о себе, особо настойчивых игнорирует или блокирует, боится.
Наблюдая за ребёнком, я чувствую себя мамонтом. На работе эти выросшие дети, станут для нас сильными конкурентами. Если мне нужно время, чтобы изучить новую программу, то им на неё нужно только «посмотреть» и они уже готовы в ней работать. У них всё это идёт как бы изнутри, как умение ходить или писать. Так стоит ли лишать ребёнка гаджетов, чтобы потом на работе им было так же сложно как нам, чтобы потом кто-то стал для них конкурентом?
Если вы спросите меня про учёбу, то я вам отвечу словами мамы, которая категорически против гаджетов и своему ребёнку разрешает ими пользоваться очень дозировано – «Не знаю как вам удается учиться на пятёрки при таком частом сидении в телефоне. У нас же все четверки». И это слова мамы, которая учила ребенка читать с трёх лет, которая занимается с ним всеми дополнительными уроками и очень много времени тратит на занятия в кружках.
Гаджетов не стоит бояться. Лучше если вы сами всё расскажете об их возможностях, а так же об опасностях исходящих от них. Не стоит доверять ребенку знакомство с ними вне дома – у друга в гостях, в школе или на улице. Возьмите это в свои руки, не бойтесь.