Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Пожар

Оглавление

Юрий Мамонтов

-Отчего самолёты летают ? - От земли !
(
старая авиационная шутка )

В истребительной авиации противовоздушной обороны (ПВО) часто выполняли так называемые полёты «на обеспечение» - тренировали наземных коллег зенитчиков. Выполняли полёты за цель для тренировки расчётов зенитно- ракетных комплексов ЗРВ ПВО. Они тренировались в своих делах, а мы в своих — выходу в заданное место в установленное время. Часто производили выходы к месту расположения ракет класса «Земля-Воздух» несколькими самолётами на разных высотах и различных скоростях. Зенитчики должны были обнаружить, опознать, захватить и поставить на сопровождение все цели - в ообщем выполнить репетицию пуска.

В тот день началось опоздание с вылетом. А выйти в место расположения современного ракетного комплекса ПВО нужно было одновременно с различных направлений и отработать массированный налёт.

Мой МиГ-31 с номером на борту 24 оторвался от полосы и я одновременно с уборкой шасси и закрылков закрутил глубокий разворот вправо на 270 градусов. Тяга форсажей обоих двигателей позволяла это сделать. Этим я наверстал время выхода к заданной точке - контрольному пункту маршрута (КПМ).

Подо мной город Архангельск. Форсажи несут меня и моего штурмана капитана В.Гвозденко ввысь. И вдруг речевой информатор «РИТА» милым добрым женским голосом говорит в эфир, и нам в кабину для сведения: «Борт двадцать четыре пожар левого двигателя». Замигала лампа «паникёра» «смотри аварийное табло», вспыхнула сигнализация пожара двигателя на аварийном табло. Пошёл сигнал пожара для регистрации в чёрный ящик (САРПП система автоматической регистрации параметров полёта — примечание автора).

Руководитель полётов: «Ставь левый двигатель на стоп и закрывай пожарный кран левого двигателя».

Я отключаю форсажи, левый двигатель устанавливаю сначала в положение минимальных оборотов (малого газа), а затем на СТОП. Перевожу самолёт в горизонтальный полёт с одновременным разворотом на аэродром взлёта Талаги. Тумблёром перекрываю подачу топлива в левый двигатель. Вводить в работу систему пожаротушения не спешу — нет подтверждения пожара по стрелке температуры двигателя, не вижу за самолётом грязного шлейфа. С пожаром не шутят - необходимо немедленно выполнить посадку. Неизвестно как поведёт себя самолёт в дальнейшие минуты. Был случай, когда МиГ-31 взорвался в воздухе, погиб экипаж.

Необходимо избавиться от запаса лишнего топлива для выполнения безопасной посадки по весу самолёта. За минуту полёта я облегчаю самолёт на полторы тонны.

В те годы Министерство Обороны торопило Министерство авиационной промышленности в окончательной доводке самолёта МиГ-31. Самолёты начали поступать в войска. Отдельные положения руководства по лётной эксплуатации МиГ-31 менялись в ходе освоения в полках. В руководстве по лётной эксплуатации нашлись неточности, а отдельные напрягли уже в воздухе. О них отдельно.

Вижу аэродром. В эфире тишина - все экипажи при возникших аварийных ситуациях работают только на приём. Начинаю строить заход на посадку. Выпускаю шасси, закрылки. Выполняю так, как предписано руководством для захода на посадку с одним двигателем: скорости и высоты прохода контрольных точек должны быть увеличены. И понимаю, что так посадку не выполнить — я иду высоко по крутой глиссаде (прямая к началу посадочной полосы - комментарий автора) и слишком быстро. Потом была изменена методика захода МиГ-31 с одним двигателем, но это потом, а пока я принимаю решение прекратить такой заход — добавляю обороты правого двигателя и выпрыгиваю над началом ВПП на высоту. Затем перевожу самолёт в правый крен и кидаю его на снижение — посадку выполняю со спирали. Закрываю аварийный слив топлива. Посадочный вес максимально допустимый.

При нахождении на спирали прошу штурмана «освежить в памяти» действия в сложившейся аварийной ситуации (будут встречать вышестоящие инженеры). Пока он открыл записи, пока нашёл …В общем собрали всех в предполётный класс, включили речевой самописец (магнитофон) и получилось следующее : «...командир, посадка с одним двигателем трудностей не представляет..» - в этот момент я «бахаю» МиГ об ВПП. В классе хохот. И действительно, в руководстве по лётной эксплуатации МиГ-31 лётчики-испытатели записали первой именно эту фразу.

Факт пожара подтвердился при вскрытии лючков и расстыковке всего самолёта. Действительно я в воздухе горел, но мне повезло - ангелы-хранители и опыт помогли остаться живым. Позднее, известный лётчик-испытатель при выполнении на МиГ-31 посадки со спирали погиб. У меня получилось — наверное просто повезло.

Архангельск из кабины самолёта(из архива автора)
Архангельск из кабины самолёта(из архива автора)
За секунду до касания с ВПП Архангельска (из архива автора)
За секунду до касания с ВПП Архангельска (из архива автора)

Архангельск 80-е
Архангельск 80-е

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен