Честный обзор от читателя
Недавно расстался с целым собранием книг Терри Гудкайнда, циклом «Меч истины» или, как у нас его еще называют «Правила волшебника». Книги достались мне по наследству, докупил лишь пару штук.
В свое время зачитывался им, особенно первыми книгами из серии. Нравились герои, нравился не самый сложный сеттинг, нравились твисты в сюжете. Назвал бы автора одним из своих любимых, но все, что он сделал в дальнейшем с некогда радовавшей меня историей, не позволит. Но обо всем по порядку.
Далее будут спойлеры. Много спойлеров.
Итак, перед нами фентези, прямо самое, что ни на есть фентези: с магией, джа-лайином и морд-ситками.
Дано:
- Герой без упрека (хоть и со страхами)
- Загадочная женщина, обреченная стать любовью всея жизни главного героя
- Мудрый волшебник
- Злодей, преотвратнейший тип без каких – либо перспектив на перевоспитание.
Злодей хочет власть над миром и что-нибудь покушать. Герою будет назначена нелегкая миссия по предотвращению сего непотребства. Волшебник будет творить магию, загадочная женщина будет прекрасной загадочной женщиной, другом, советчиком и в итоге любовью нашего героя. И все это в дивных и чудесных лесах и полянах Срединных Земель (любители Толкиена презрительно сморщились)
Стандартно? Очень. Шаблонно? Наверняка. Но почему – то первая книга, как и несколько последующих, читались на одном дыхании. Ты с замиранием сердца ждешь, как же герои смогут вырваться из плена, одолеть злодеев, встретиться вновь после того, как их разделили и разлучили, в конце – концов, когда же они смогут быть вместе… О последних книгах, увы, такого не скажешь.
В пику автору можно поставить многое. В первую очередь его «озабоченность», которую он прямо – таки изливает на страницы, считая, что так, поддерживает напряжение. Если в первой книге это проявлялось не так сильно, разве что во второй половине, где герой угодил в плен и его долго и методично истязала морд – сит, женщина в кожаном одеянии, избивавшая его, унижавшая и заставлявшая с ней спать. А еще её нужно было называть госпожой. Ничего не напоминает?)
В дальнейшем тем подобной направленности прибавилось, причем автор считал нужным упомянуть именно постельную часть, что вызывало сначала недоумение, а после уже и откровенную скуку.
Вскоре наш писатель решил, что придумывать злодея или проблему на каждую новую книгу слишком муторное занятие и, не мудрствуя лукаво, изобрел собственное вселенское зло – Имперский орден. Это некий союз земель, объединенный своим генеральным секретарем, обладающим способностями Фредди Крюгера. Прикрываясь благими целями, такими, как освобождение простых людей из-под гнета магии, эти люди заходят большими освободительными войсками с использованием порабощенных магов в города, где мародерствуют, убивают, пытают, насилуют, в общем, культурно отдыхают. И эти бесконечные орды, которым конца и края нет, пришли из части света с огромнейшей территорией. А еще у них есть рабочие ячейки, профсоюзы, распределение на квартиры, чиновники - взяточники и очереди за хлебом, которого все равно не хватает. Ничего не напоминает?
И этот «светоч добра и справедливости» является главным министерством зла с третью по ПОСЛЕДНЮЮ книгу цикла. Печально, но новых злодеев больше не завезут.
Отдельным камнем, что можно швырнуть в г-на Гудкайнда, является дальнейшее разделение всего и вся на черное и белое, как в старых диснеевских мультфильмах. Посудите сами: главный герой становится президентом своей страны (ну это еще ладно), единственным в своем роде боевым магом (ну тоже простительно), а заодно и единственным спасителем этого грешного мира, о котором твердили пророчества, и объектом вожделения всех женских персонажей. Кстати и о той, кому он верен сердцем и душой – она обладает такой невероятной внешностью, что обладать сей дивой хотят все отрицательные мужские персонажи. Со временем это начинает раздражать. В то же время антагонисты у нас до отвращения порочны, мерзки, похотливы, низменны и вообще являются австралопитеками. Постоянное повторение ценностей злодейской организации постепенно навевает скуку, и читаешь скорее из желания узнать, как же это все закончится.
Ближе к концу цикла писатель, чтобы окончательно запутать читателя и при этом сделать вид, что якобы не запутался тут сам, начинает объяснять магию языком математики, нагоняя важный вид, но получается не очень.
Все бы ничего. С грехом пополам и вооружившись пафосными речами, творец закончил цикл. Лично мне показалось, что он сам с облегчением выдохнул, поставив точку в одиннадцатой по счету книге.
Но годы идут, инфляция не дремлет, цены растут, и кризисы нет – нет, да и заглядывают регулярно в нашу жизнь. И наш автор решает, браво присвистнув, вскочить в уже проверенное временем седло, продолжив известный и раскрученный сюжет. Новый цикл он гениально называет именами главных героев «Ричард и Кэлен» и начинает свое повествование. Но вот только выходит в этот раз так, что не выходит совсем. Сюжет не будоражит, главы короче, злодеи вторичны, а главные герои, несмотря на свое могущество, умудряются глупо попасть впросак. Мистер Гудкайнд хочет быть в тренде и запиливает модную (модную ли?) сюжетную линию с живыми мертвецами, пожирающими человеческую плоть. Оригинально-с. Но это еще не все. Он идет ва-банк и, следуя «доброй» традиции Джорджа Мартина, начинает методично убивать одного персонажа за другим, видимо рассчитывая таким образом поднять градус. Но толи градус изначально был в районе плинтуса, толи метод не наш, в результате эффект не достигается, а выходит нечто невразумительное.
Итог пяти вымученных книг – резко уменьшившееся количество персонажей, увеличившееся количество магических и памятных артефактов на главном герое аки побрякушек на американском рэпере и скомканная концовка.
Хотелось надеяться, что «теперь-то твоя душенька довольна». Но нет. В прошлом году был анонсирован новейший цикл, представленный серией новелл, а в рунете ловко прозванный «новым циклом о мучениях героев». Читать сие я не собирался, но и не пришлось, так как концовки теперь явно не будет – прошлой осенью писатель покинул наш мир из- за проблем с сердцем. Шутить на эту тему – дурной тон, но можно заметить, что нужно вовремя остановиться.