Сегодня представляю вниманию читателей канала представляю небольшую заметку о том, как дорожно-строительная техника нашла свое активное применение в норильской снегоборьбе.
Как иногда бывает, все началось с приятного сюрприза - Александр Елисеев прислал интересное фото, на котором попала в кадр довольно редкая и интересная дорожно-строительная техника.
Интересующий нас увеличенный фрагмент фото.
Поиск соответствующей модели в интернете выдал два возможных варианта, один из которых мне понравился гораздо сильнее.
Итак, в кадре оказался...
Грейдер (grader) – производительная спецтехника, способная эффективно и быстро выполнять широкий спектр земляных, строительных и транспортировочных задач. Такие машины активно применяются при строительстве и обслуживании автомобильных дорог и аэродромов. С помощью грейдеров проводят планировку и профилирование площадей и откосов, послойное выравнивание грунта и прочих оснований. Также они незаменимы при создании обочин, выемок и насыпей, очистке территорий от снега и строительных материалов.
ВАРИАНТ 1.
В 1937 г. Николаевский завод освоил выпуск модернизированных тяжелых грейдеров ГТМ модели Д-20 . На модернизированном грейдере была изменена конструкция механизма фиксации ножа с возможностью управления защелкой с места грейдериста. Управление всеми механизмами, кроме выноса рамы в сторону и изменения угла резания, осуществлялось с рабочего места грейдериста. Благодаря особому устройству тяговой рамы и ее подъемного механизма нож грейдера мог быть вынесен полностью на бок грейдера и установлен под углом до 75° к поверхности земли.
Не скрою, что "Вариант 1" мне понравился гораздо больше, так как, в таком случае, речь идет о редком образце еще довоенного выпуска!
ВАРИАНТ 2
Во втором варианте речь идет хоть и ныне почти полузабытой, но тем не менее, более распространенной послевоенной модели грейдера.
Грейдер Д-20 прицепной, тяжелого типа, с механизированным управлением механизмами. Ширина разрабатываемой полосы 3,61 м. Тягач - трактор С-65, С-80 и С-100 (ЧТЗ).
Основная рама грейдера Д-20 состоит из двух продольных изогнутых швеллеров, связанных между собой косынками и угольниками. Передним концом рама шарнирно соединена с передней осью, а задним опирается на заднюю ось и при помощи реечного механизма может по ней перемещаться вправо или влево.
Основная рама несет на себе рабочее оборудование - отвал с ножом, поворотный круг, тяговую раму, площадку грейдериста и механизмы управления.
Завод-изготовитель: Коростенский дорожных машин "Октябрьская кузница". Известные модификации: Д-20А и Д-20Б.
Модификацию Д-20-БМ выпускал Волгодонский завод по ремонту дорожных машин треста "ГАРО" Министерства Автомобильного транспорта и Шоссейных дорог РСФСР.
При смене в 1967 г. системы индексации дорожных машин получил марку ДЗ-1.
А вот с опознанием автогрейдера на следующем фото сложностей почти не оказалось.
Автогрейдер Д-265 (1952)
В 1952 г. Брянский завод начал производство 3-осных легких автогрейдеров Д-265 с механическим управлением рабочими органами. Автогрейдер комплектовался двигателем Д-54 мощностью 54 л. с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Нож длиной 3040 мм поворачивался в плане на 28...90° и в вертикальной плоскости для срезания откосов - до 80°. Боковой сдвиг в обе стороны составлял 400 мм. Автогрейдер комплектовался 7-зубым кирковщиком, бульдозерным и снегоочистительным отвалами.
И в наши дни подобные автогрейдеры в зимний период широко используются для очистки норильских улиц от снега.
Тем кого, заинтересовали машины и техника снегоборьбы, рекомендую подробную заметку про использование в Норильске снегопогрузчика 2С-3, шнеко-роторных снегоочистителей Д-262 , Д-450 и Д-902
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год