Найти тему
severok1979

Дорожно-строительные машины в норильской снегоборьбе

Сегодня представляю вниманию читателей канала представляю небольшую заметку о том, как дорожно-строительная техника нашла свое активное применение в норильской снегоборьбе.

Как иногда бывает, все началось с приятного сюрприза - Александр Елисеев прислал интересное фото, на котором попала в кадр довольно редкая и интересная дорожно-строительная техника.

г. Норильск, Октябрьская площадь, конец 1940ых-1950ые гг. Фото предоставил Александр Елисеев
г. Норильск, Октябрьская площадь, конец 1940ых-1950ые гг. Фото предоставил Александр Елисеев

Интересующий нас увеличенный фрагмент фото.

г. Норильск, Октябрьская площадь, конец 1940ых-1950ые гг. Фото предоставил Александр Елисеев
г. Норильск, Октябрьская площадь, конец 1940ых-1950ые гг. Фото предоставил Александр Елисеев

Поиск соответствующей модели в интернете выдал два возможных варианта, один из которых мне понравился гораздо сильнее.

Итак, в кадре оказался...

Грейдер (grader) – производительная спецтехника, способная эффективно и быстро выполнять широкий спектр земляных, строительных и транспортировочных задач. Такие машины активно применяются при строительстве и обслуживании автомобильных дорог и аэродромов. С помощью грейдеров проводят планировку и профилирование площадей и откосов, послойное выравнивание грунта и прочих оснований. Также они незаменимы при создании обочин, выемок и насыпей, очистке территорий от снега и строительных материалов.

ВАРИАНТ 1.

В 1937 г. Николаевский завод освоил выпуск модернизированных тяжелых грейдеров ГТМ модели Д-20 . На модернизированном грейдере была изменена конструкция механизма фиксации ножа с возможностью управления защелкой с места грейдериста. Управление всеми механизмами, кроме выноса рамы в сторону и изменения угла резания, осуществлялось с рабочего места грейдериста. Благодаря особому устройству тяговой рамы и ее подъемного механизма нож грейдера мог быть вынесен полностью на бок грейдера и установлен под углом до 75° к поверхности земли.
Грейдер ГТМ мод. Д-20 (1937). Изображение и информация с сайта https://ussrvopros.ru/grejder-v-sssr
Грейдер ГТМ мод. Д-20 (1937). Изображение и информация с сайта https://ussrvopros.ru/grejder-v-sssr

Не скрою, что "Вариант 1" мне понравился гораздо больше, так как, в таком случае, речь идет о редком образце еще довоенного выпуска!

ВАРИАНТ 2

Во втором варианте речь идет хоть и ныне почти полузабытой, но тем не менее, более распространенной послевоенной модели грейдера.

Грейдер Д-20 прицепной, тяжелого типа, с механизированным управлением механизмами. Ширина разрабатываемой полосы 3,61 м. Тягач - трактор С-65, С-80 и С-100 (ЧТЗ).
Основная рама грейдера Д-20 состоит из двух продольных изогнутых швеллеров, связанных между собой косынками и угольниками. Передним концом рама шарнирно соединена с передней осью, а задним опирается на заднюю ось и при помощи реечного механизма может по ней перемещаться вправо или влево.
Основная рама несет на себе рабочее оборудование - отвал с ножом, поворотный круг, тяговую раму, площадку грейдериста и механизмы управления.
Изображение и информация с сайта https://techstory.ru/du/all_graider_pr_d20.htm
Изображение и информация с сайта https://techstory.ru/du/all_graider_pr_d20.htm
Завод-изготовитель: Коростенский дорожных машин "Октябрьская кузница". Известные модификации: Д-20А и Д-20Б.
Модификацию Д-20-БМ выпускал Волгодонский завод по ремонту дорожных машин треста "ГАРО" Министерства Автомобильного транспорта и Шоссейных дорог РСФСР.
При смене в 1967 г. системы индексации дорожных машин получил марку ДЗ-1.

А вот с опознанием автогрейдера на следующем фото сложностей почти не оказалось.

г. Норильск, Гвардейская площадь, 1950-60ые гг. Фото из свободного доступа в сети Интернет.
г. Норильск, Гвардейская площадь, 1950-60ые гг. Фото из свободного доступа в сети Интернет.

Автогрейдер Д-265 (1952)

Изображение и информация с сайта https://ussrvopros.ru/grejder-v-sssr
Изображение и информация с сайта https://ussrvopros.ru/grejder-v-sssr
В 1952 г. Брянский завод начал производство 3-осных легких автогрейдеров Д-265 с механическим управлением рабочими органами. Автогрейдер комплектовался двигателем Д-54 мощностью 54 л. с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Нож длиной 3040 мм поворачивался в плане на 28...90° и в вертикальной плоскости для срезания откосов - до 80°. Боковой сдвиг в обе стороны составлял 400 мм. Автогрейдер комплектовался 7-зубым кирковщиком, бульдозерным и снегоочистительным отвалами.

И в наши дни подобные автогрейдеры в зимний период широко используются для очистки норильских улиц от снега.

г. Норильск, Ленинский проспект, февраль-март 2019 г. Фото с сайта https://www.ttelegraf.ru/news/s-ulits-i-dvorov-norilska-nyineshney-zimoy-vyivezli-bolee-milliona-tonn-snega/
г. Норильск, Ленинский проспект, февраль-март 2019 г. Фото с сайта https://www.ttelegraf.ru/news/s-ulits-i-dvorov-norilska-nyineshney-zimoy-vyivezli-bolee-milliona-tonn-snega/

Тем кого, заинтересовали машины и техника снегоборьбы, рекомендую подробную заметку про использование в Норильске снегопогрузчика 2С-3, шнеко-роторных снегоочистителей Д-262 , Д-450 и Д-902

Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год

Норильск
5103 интересуются