Уникальность собора не только в его безусловной красоте и почтенном возрасте - 460 лет. Есть много моментов, которые можно узнать, только если попасть внутрь.
Сейчас мы с пристрастием осмотрим храм изнутри, и вы убедитесь, что это архитектурный шедевр на все времена.
Необычное устройство
Снаружи мы видим один храм, главы которого так по-разному украшены. А на самом деле это ансамбль из девяти разных церквей!
Нижний ярус - подклет
Вход в нижний ярус собора находится напротив церкви Василия Блаженного, которая была пристроена к храму в 1588 году.
Подклет - это система подцерковий, помещений под церквями собора. Толщина перекрытий сводов (то есть, "потолков") около полутора метров, а толщина стен здесь доходит до 3,5 метров!
Говорят, даже царь Фёдор Иоаннович кое-что хранил за трёхметровыми стенами, но точных подтверждений этому нет.
Раньше лестница была потайная, о ней мало кто знал. Для посетителей её открыли только во время реставрации в 1930-х годах.
Посмотрите видео, где я с трудом взбираюсь по лестнице. А в 16 веке там не было ни света, ни перил!
Второй ярус - церкви
Лестница ведёт в центральную церковь собора - Покрова Пресвятой Богородицы.
Собор Василия Блаженного был построен в ознаменование победы над Казанским ханством. И случилась она на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. При строительстве Иван Грозный нарёк собор Покровским, а все церкви повелел освятить в честь святых, на дни памяти которых случились памятные сражения Казанского похода.
По внутреннему убранству этой церкви можно историю русской архитектуры учить.
Нижняя часть помещения - четверик - четырехугольная. Чуть выше, с помощью полукруглых парусов добавляются дополнительные грани.
Именно в основании шатра под слоями краски реставраторы обнаружили храмозданную летопись, где была указана точная дата завершения строительства собора - 12 июля 1561 года!
Убранство всех церквей разное, нет ни одного повторения.
Здесь тоже хорошо видно, как с помощью парусов нижний четверик переходит в восьмерик. Только венчает церковь не шатёр, а барабан цилиндрической формы с окошками и сводом.
Здесь и здесь я захожу в каждую из церквей, рассматриваю детали. А тут небольшой видеотур по церквям.
Вентиляция
Спасает собор и все его древности от плесени уникальная система вентиляции - про́духов. Это длинные узкие отверстия в стенах, похожие на бойницы, которые располагали напротив проходов. Таким нехитрым способом обеспечивалась постоянная тяга, и воздух не застаивался.
Акустика
В храмах всегда хорошая акустика благодаря сводчатым потолкам. Но в нашем соборе нет единого пространства для богослужений, и церкви могут располагаться довольно далеко друг от друга. Как расслышать песнопения в этом случае?
Здесь на помощь приходит древняя смекалка.
В стенах церквей устроены голосники. Это обыкновенные глиняные горшки, которые были замурованы в стенах широкой горловиной наружу.
Внутренние переходы и внешние галереи
Весь комплекс церквей соединён внутренним переходом, который опоясывает центральную церковь Покрова Богородицы. Следуя по этому переходу, можно последовательно перемещаться от одного храма к другому.
Чтобы окончательно выбить прихожанина из колеи, по периметру собора устроены внешние обходные галереи.
Если вы удачно пробрались по этому церковному лабиринту, то попадёте на площадку крыльца.
Декор
Собор не был бы чудом без своего неповторимого декора.
Причём, кое-где неповторимый он в буквальном смысле.
За четыре с половиной века, что стоит собор, его неоднократно восстанавливали после пожаров, ремонтировали, да и просто украшали в духе своего времени.
Для нас здорово то, что реставраторы раскрывают более древние слои росписи, чтобы мы могли представить, как эти интерьеры выглядели раньше.
Подчинили камень
Средневековые умельцы совершенно восхитительно работали с камнем. Они не боялись его природной твёрдости и смогли создать с ним очень занимательные декоративные элементы.
Наиболее ярко это видно на парадном входе в церковь Покрова Богородицы. Он сохранился без поздних обмазок таким, каким был первоначально.
А здесь архитекторы сделали невозможное для своего времени: плоский кирпичный потолок.
Это сейчас потолок, параллельный полу, для нас норма. А раньше потолки могли делать только сводчатыми (то есть, дугой).
Если вы хотите больше интересных статей об истории, путешествиях и искусстве, подписывайтесь на канал. До встречи!
Вся серия публикаций про Покровский собор:
Как на самом деле собор Василия Блаженного называется?
Видео: подклет и потайная лестница Покровского собора
Видеотур по церквям Покровского собора
Путеводитель по собору Василия Блаженного
Все церкви собора Василия Блаженного, часть 1
Все церкви собора Василия Блаженного, часть 2