Найти в Дзене
код города #495

Почему Собор Василия Блаженного - шедевр русской архитектуры?

Мы стоим перед Собором Василия Блаженного - значимым произведением русского шатрового зодчества.
Мы стоим перед Собором Василия Блаженного - значимым произведением русского шатрового зодчества.

Уникальность собора не только в его безусловной красоте и почтенном возрасте - 460 лет. Есть много моментов, которые можно узнать, только если попасть внутрь.

Сейчас мы с пристрастием осмотрим храм изнутри, и вы убедитесь, что это архитектурный шедевр на все времена.

Необычное устройство

Снаружи мы видим один храм, главы которого так по-разному украшены. А на самом деле это ансамбль из девяти разных церквей!

Все церкви стоят на общем основании, "подклете" и соединены между собой внутренними переходами. На фото металлическая тактильная модель собора для незрячих людей.
Все церкви стоят на общем основании, "подклете" и соединены между собой внутренними переходами. На фото металлическая тактильная модель собора для незрячих людей.
Попадая внутрь, вы оказываетесь в лабиринтах "церковного царства". Я здесь моментально заблудилась и с удовольствием ходила, куда глаза глядят :)
Попадая внутрь, вы оказываетесь в лабиринтах "церковного царства". Я здесь моментально заблудилась и с удовольствием ходила, куда глаза глядят :)
Нижний ярус - подклет

Вход в нижний ярус собора находится напротив церкви Василия Блаженного, которая была пристроена к храму в 1588 году.

Вид на иконостас церкви Василия Блаженного со стороны подклета.
Вид на иконостас церкви Василия Блаженного со стороны подклета.

Подклет - это система подцерковий, помещений под церквями собора. Толщина перекрытий сводов (то есть, "потолков") около полутора метров, а толщина стен здесь доходит до 3,5 метров!

Какие тут стены, можно оценить, если подойти к окошку подклета.
Какие тут стены, можно оценить, если подойти к окошку подклета.
Раньше в подклете состоятельные москвичи за плату могли хранить своё добро. На фото посетитель перед иконой "Богоматерь Знамение".
Раньше в подклете состоятельные москвичи за плату могли хранить своё добро. На фото посетитель перед иконой "Богоматерь Знамение".
Ценности хранили в таких вот небольших закутках. Сейчас здесь демонстрируют отрывки из жития Василия Блаженного, а лет 400 назад на месте бархатного канатика была надёжная дверь. От двери в стене остались только петли.
Ценности хранили в таких вот небольших закутках. Сейчас здесь демонстрируют отрывки из жития Василия Блаженного, а лет 400 назад на месте бархатного канатика была надёжная дверь. От двери в стене остались только петли.

Говорят, даже царь Фёдор Иоаннович кое-что хранил за трёхметровыми стенами, но точных подтверждений этому нет.

Из подклета наверх ведёт узкая лестница. Она лихо закручена в спираль, а ступеньки по высоте доходят до 50 см!
Из подклета наверх ведёт узкая лестница. Она лихо закручена в спираль, а ступеньки по высоте доходят до 50 см!

Раньше лестница была потайная, о ней мало кто знал. Для посетителей её открыли только во время реставрации в 1930-х годах.

Посмотрите видео, где я с трудом взбираюсь по лестнице. А в 16 веке там не было ни света, ни перил!

Второй ярус - церкви

Лестница ведёт в центральную церковь собора - Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор Василия Блаженного был построен в ознаменование победы над Казанским ханством. И случилась она на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. При строительстве Иван Грозный нарёк собор Покровским, а все церкви повелел освятить в честь святых, на дни памяти которых случились памятные сражения Казанского похода.

На макете собора Покровская церковь самая высокая, расположена по центру. Из всех церквей только она имеет шатровое завершение, а её небольшая глава покрыта позолотой. На фото за макетом портрет Ивана Грозного.
На макете собора Покровская церковь самая высокая, расположена по центру. Из всех церквей только она имеет шатровое завершение, а её небольшая глава покрыта позолотой. На фото за макетом портрет Ивана Грозного.

По внутреннему убранству этой церкви можно историю русской архитектуры учить.

Нижняя часть помещения - четверик - четырехугольная. Чуть выше, с помощью полукруглых парусов добавляются дополнительные грани.

Сверху по бокам от иконостаса мы видим те самые паруса голубого и белого цвета.
Сверху по бокам от иконостаса мы видим те самые паруса голубого и белого цвета.
Увенчана церковь восьмиугольным завершением - шатром. Роспись по внутренней части шатра сохранилась та самая, 16-го века.
Увенчана церковь восьмиугольным завершением - шатром. Роспись по внутренней части шатра сохранилась та самая, 16-го века.

Именно в основании шатра под слоями краски реставраторы обнаружили храмозданную летопись, где была указана точная дата завершения строительства собора - 12 июля 1561 года!

Убранство всех церквей разное, нет ни одного повторения.

Например, в церкви Александра Свирского стены расписаны "под кирпич". Да, это не настоящие кирпичи, а модный во времена Ивана Грозного декор:)
Например, в церкви Александра Свирского стены расписаны "под кирпич". Да, это не настоящие кирпичи, а модный во времена Ивана Грозного декор:)

Здесь тоже хорошо видно, как с помощью парусов нижний четверик переходит в восьмерик. Только венчает церковь не шатёр, а барабан цилиндрической формы с окошками и сводом.

В церкви Варлаама Хутынского декор на стенах и вовсе отсутствует. Только спираль из кирпичей на своде как символ вечности.
В церкви Варлаама Хутынского декор на стенах и вовсе отсутствует. Только спираль из кирпичей на своде как символ вечности.

Здесь и здесь я захожу в каждую из церквей, рассматриваю детали. А тут небольшой видеотур по церквям.

Вентиляция

Спасает собор и все его древности от плесени уникальная система вентиляции - про́духов. Это длинные узкие отверстия в стенах, похожие на бойницы, которые располагали напротив проходов. Таким нехитрым способом обеспечивалась постоянная тяга, и воздух не застаивался.

Про́духи до сих пор успешно справляются со своими задачами: подошла, лично почувствовала движение воздуха!
Про́духи до сих пор успешно справляются со своими задачами: подошла, лично почувствовала движение воздуха!
Акустика

В храмах всегда хорошая акустика благодаря сводчатым потолкам. Но в нашем соборе нет единого пространства для богослужений, и церкви могут располагаться довольно далеко друг от друга. Как расслышать песнопения в этом случае?

Здесь на помощь приходит древняя смекалка.

В стенах церквей устроены голосники. Это обыкновенные глиняные горшки, которые были замурованы в стенах широкой горловиной наружу.

Голосники очищают звук от эха и равномерно распространяют чистое звучание.
Голосники очищают звук от эха и равномерно распространяют чистое звучание.
Внутренние переходы и внешние галереи

Весь комплекс церквей соединён внутренним переходом, который опоясывает центральную церковь Покрова Богородицы. Следуя по этому переходу, можно последовательно перемещаться от одного храма к другому.

Как не запутаться внутри собора? Помните, что церковь, выходящая на Красную площадь - это север. Дополнительная подсказка: иконостасы в церквях всегда размещают на восточной стене. Мне не помогло ничего из этого:)
Как не запутаться внутри собора? Помните, что церковь, выходящая на Красную площадь - это север. Дополнительная подсказка: иконостасы в церквях всегда размещают на восточной стене. Мне не помогло ничего из этого:)

Чтобы окончательно выбить прихожанина из колеи, по периметру собора устроены внешние обходные галереи.

Они огибают церкви снаружи и соединяются с внутренними переходами.
Они огибают церкви снаружи и соединяются с внутренними переходами.
Внешние галереи изначально были открытыми. Своди и арочные колонны появились тут в 17 веке, а стёкла на окнах - в 19-м. Поэтому декор мало где сохранился.
Внешние галереи изначально были открытыми. Своди и арочные колонны появились тут в 17 веке, а стёкла на окнах - в 19-м. Поэтому декор мало где сохранился.

Если вы удачно пробрались по этому церковному лабиринту, то попадёте на площадку крыльца.

Своды крыльца расписаны затейливым цветочным орнаментом. В солнечную погоду от этого вида на душе сделалось празднично.
Своды крыльца расписаны затейливым цветочным орнаментом. В солнечную погоду от этого вида на душе сделалось празднично.
Декор

Собор не был бы чудом без своего неповторимого декора.

Причём, кое-где неповторимый он в буквальном смысле.

Например, эта цветастая роспись второй половины 17 века кажется немного детской. Но если присмотреться внимательнее, ни один цветок не повторяется.
Например, эта цветастая роспись второй половины 17 века кажется немного детской. Но если присмотреться внимательнее, ни один цветок не повторяется.

За четыре с половиной века, что стоит собор, его неоднократно восстанавливали после пожаров, ремонтировали, да и просто украшали в духе своего времени.

Для нас здорово то, что реставраторы раскрывают более древние слои росписи, чтобы мы могли представить, как эти интерьеры выглядели раньше.

Участок древней темперной росписи, раскрытый от штукатурки на внешних галереях.
Участок древней темперной росписи, раскрытый от штукатурки на внешних галереях.
В 19 веке расписывать начали маслом: изображали святых в сочетании с растительным орнаментом.
В 19 веке расписывать начали маслом: изображали святых в сочетании с растительным орнаментом.
Слюдяные фонари 17 века добавляют собору антуража. Раньше их использовали во время крестного хода.
Слюдяные фонари 17 века добавляют собору антуража. Раньше их использовали во время крестного хода.
Подчинили камень

Средневековые умельцы совершенно восхитительно работали с камнем. Они не боялись его природной твёрдости и смогли создать с ним очень занимательные декоративные элементы.

Наиболее ярко это видно на парадном входе в церковь Покрова Богородицы. Он сохранился без поздних обмазок таким, каким был первоначально.

Из кирпича формируют "кружочки", "сплетают" его в косички и пускают вокруг арочных входов. Площадка перед входом в церковь Григория Армянского.
Из кирпича формируют "кружочки", "сплетают" его в косички и пускают вокруг арочных входов. Площадка перед входом в церковь Григория Армянского.

А здесь архитекторы сделали невозможное для своего времени: плоский кирпичный потолок.

Скажу по секрету: небольшой изгиб всё-таки есть, но визуально мы этого не замечаем.
Скажу по секрету: небольшой изгиб всё-таки есть, но визуально мы этого не замечаем.

Это сейчас потолок, параллельный полу, для нас норма. А раньше потолки могли делать только сводчатыми (то есть, дугой).

Для того, чтобы сделать перекрытие плоским, архитекторы складывали небольшие кирпичики в кессоны (квадраты) с фигурными кирпичами по периметру.
Для того, чтобы сделать перекрытие плоским, архитекторы складывали небольшие кирпичики в кессоны (квадраты) с фигурными кирпичами по периметру.
Нам пора на выход, но это далеко не последняя публикация о соборе Василия Блаженного.
Нам пора на выход, но это далеко не последняя публикация о соборе Василия Блаженного.
Надеюсь, вам понравилось наше мини-исследование, и вы нашли, чему удивиться.
Надеюсь, вам понравилось наше мини-исследование, и вы нашли, чему удивиться.

Если вы хотите больше интересных статей об истории, путешествиях и искусстве, подписывайтесь на канал. До встречи!

Вся серия публикаций про Покровский собор:

Как на самом деле собор Василия Блаженного называется?

Видео: подклет и потайная лестница Покровского собора

Видеотур по церквям Покровского собора

Путеводитель по собору Василия Блаженного

Все церкви собора Василия Блаженного, часть 1

Все церкви собора Василия Блаженного, часть 2