Татары это степное племя жившее в монгольских степях до прихода на Русь. После всех меж усобиц, покорения Китая, Сибири и Азии сотни тысяч кочевников длинными колоннами двинулась на запад в сторону славянских земель. Первой врага встретила Рязань. Окружив крепостной вал 16 декабря 1237 года десятки тысяч татаро-монгол атаковали русский пограничный город. Ранее никогда рязанцы не видели такой страшной и многочисленной силы. Два брата решили, что держать оборону будет рязанский князь Юрий Ингваревич, а Роман Ингваревич сохранит дружину и отведет ее к Коломне. Каждый дружинник понимал, что оставляя свою семью в городе он обрекает детей, жену и родителей на гибель в случае сдачи. Со стен Рязани русские видели сколько пленных к их стенам согнали татары.
Это хашар. Измученные пленники шли под стрелы осажденных первыми, а за ними как за живым щитом татарская тьма. Их телами заполняли крепостные рвы. Так давя женщин, детей и стариков татары приближались к оборонительному рубежу. Осада длилась пять дней и китайская метательная техника разбила бревенчатые укрепления. Силы были неравны и 21 декабря 1237 года Рязань пала.
Пройдя 90 км 1 января 1238 года передовой отряд татаро-монгол подошел к Коломне. Крепость стоит на юго востоке от Москвы. Основанная рязанскими князьями в 1140 году как пункт сбора русских войск со времен Киевской Руси в борьбе с половцами и печенегами. И сейчас здесь собрались объединенные русские полки Владимира, Суздаля, Москвы, Рязани и Новгорода. Владимирский князь Юрий Всеволодович с сыном Всеволодом приняли общее командование. Над большим полком поставили опытного воеводу Еремея Глебовича. Роман Ингваревич уже знал, что Рязань пала. Погиб брат, семья, как и все близкие его дружинников. Теперь здесь русские собрали около 20 000 воинов и по тем временам это была невиданная сила.
Дружинники были профессиональными воинами. Тяжелое вооружение и мощные дальнобойные арбалеты вселяли надежду на победу. Головной полк встал между Окой и крепостными стенами Коломны на заснеженном поле. С тыла вбили надолбы предварительно прогрев кострами замерзшую землю, а с флангов лес. Среди вбитых бревен для защиты тыла оставили проходы для маневра или отступления. На флангах головного полка расположились рязанские конники Романа Ингваревича. В лесу укрылся резерв из владимиро-суздальской тяжелой конницы для удара татарам во фланг.
Первыми на русских вышел тумэн (10 000 воинов) сына Чингизхана Кульхана. Получив сигнал о подходе татаро-монголов дружины и ополчение приняли боевой порядок. На бой сотен монгольских барабанов ответом загремели русские боевые трубы.
Январское утро было морозным.Плечом к плечу, щиты к щитам сомкнули ряды святорусские вои. В воздухе пахло дымом и кровью. Воевода Еремей Глебович дал команду поднять оклады икон и княжеские стяги. Длинные копья первых шеренг опустились в сторону врага. Леденящий душу многотысячный боевой клич степняков разорвал утреннюю тишину. Со стен Коломны городские жители уже увидели темную массу стремительно надвигающихся монголов. "Харр, Харр" эхом отозвалась лесная округа. Сын Чингизхана Кюлхан не дожидаясь подхода резервов решил атаковать с марша в лобовую.
Конная масса развернувшись в боевой порядок стремительно помчалась в сторону русских. Суздальские лучники и новгородские арбалетчики натянув тетиву залпом ударили на сотню метров по наступающему врагу. Тучи стрел поражали лошадей и всадников. Новгородские мощные арбалеты легко пробивавшие рыцарские стальные доспехи буквально насквозь прошивали татарские кольчуги. Стрелы рядами косили татарских лошадей устраивая завалы воющих от ужаса и боли животных. Всадники падали и кто мог бежали обратно пытаясь укрыться от смертоносного русского дождя. Отпор русских гридней был столь неожиданным, что татаро-монгольская атака захлебнулась. Конные дружинники Романа Ингваревича контратаковала не давая монголам даже приблизится к пешему строю большого полка. И так первая атака была отбита.
Рязанцы зная опасность отрыва от основных сил не стали преследовать татар и вернулись в боевой порядок. Вражеские лучники ответили встречным ударом в сторону русских. Со времен древней Греции и Рима войны всего мира отрабатывали боевой строй "Черепаха". Вот и сейчас над шлемами русских поднялись красные щиты защищая головы и руки друг друга от летящих по траектории вражеских стрел. Несколько часов шла дуэль между стрелками на дальнем расстоянии не решившая исход сражения. Татаро-монголы отступили. "Держись братцы, гнуться татары, не держат затяжной бой" подбадривал дружинников воевода Еремей. Тем временем на льду Оки поднималась снежная пыль от тысяч копыт. Это второй тумэн темника Байдара стеной шел на русские полки.
Монголо-татарский тумэн мощным ударом лобовой атаки столкнулся с большим пешим полком русских. Затрещали длинные копья под тяжестью монгольских коней. Лучники Романа Рязанского осыпали татар с флангов. Восемь тысяч татар давили по всему фронту, но пеший полк русских стоял неподвижно. Засапожные ножи вспарывали брюхо монгольских коней, те в ужасе скидывали всадников и давили их копытами. Пар из внутренностей и застывающая на морозе кровь превращала жестокую борьбу в кровавое месиво людей и животных. Топорами и рогатинами бились пешие новгородцы не давая татарам смять боевой порядок полка. Если отступишь или хотя бы попятишься в тесном строю, то это конец, а воевода Еремей умел держать строй. На том крепко стоял русский Север. Москвичи, коломенцы, рязанцы и новгородцы составляли большой полк из 11 000 воинов. Но татар уже было больше. В ярости Хан Кульхан бросил на русских свой резерв из тургаудов. Степняки пытались разорвать строй русичей, но те теснее смыкали красные щиты полкового строя. Кони падали, и всадники рубились в пешем строю. Монголы искусные воины, но долго биться в рукопашной на ногах они не могли. Тюрки и афганцы конники и им нужен простор. Нукеры как злые собаки бросались на русских, но накал боя угасал.
Затрубил боевой рог русичей давая сигнал для атаки владимиро-суздальскому засадному полку. Семь тысяч гридней дружно ударили во фланг татарам. Сын Чингизхана Кульхан бился смело, но оказался отрезанным от личной охраны. Напор русских с фланга был такой, что татары сломали свой строй и на время потеряли порядок. Копье молодого светловолосого дружинника пронзило Кульхана в самое горло. Потеря знатного чингизида ошеломила тех, кто был рядом. Рубка шла страшная и татары были бы смяты. Но третий тумэн из десяти тысяч кочевников уже был на подходе к полю битвы. Под натиском превосходящих сил пеший русский полк понеся огромные потери стал распадаться.
Устав от длительного сражения и воевода Еремей не мог удержать строй при натиске третьего тумэна. Сильно поредевший полк стал пятиться и отступать к надолбам. Сдерживая превосходящие силы врага русские стали перестраиваться в круговую оборону. Воевода Еремей видел, как от Москвы реки шло новое татарское подкрепление. Это командующий Батыя Субэдэй привел к Коломне еще десятки тысяч монгольских воинов и теперь исход сражения предрешен. Монголы полностью окружили русских не давая им пробиться к Коломне. Со стен люди с ужасом смотрели как погибают их дружины. Из последних сил воевода Еремей Глебович держался с остатками новгородцев, москвичей и коломенцев. Бился пока татарская стрела не пронзила его доспех. Последним ударом меча он рассек хищное монголоидное лицо врага, но удар татарского копья тут же пронзил его спину.