Найти в Дзене

Гений Неизвестный - Григорьев Борис Дмитриевич

Они прославили Рыбинск

Григорьев Борис Дмитриевич — художник-авангардист.

Григорьев Борис "Автопортрет" 1916
Григорьев Борис "Автопортрет" 1916

Борис Григорьев работал в нескольких направлениях. Во Франции он считался модным портретистом и пользовался успехом в художественных кругах. Актеры МХАТа во время парижских гастролей сразу после спектаклей, за сценой, позировали ему в костюмах и гриме. Максим Горький пригласил художника в Италию писать собственный портрет и был приятно удивлен, узнав, что фоном для изображения станут маски героев его произведений. Однако в разговорах с художником Горький старался избегать темы возвращения на Родину – Григорьев просил писателя оказать ему в этом содействие, но Горький вежливо отмалчивался. Так или иначе, это спасло Григорьева от сталинских лагерей.

Родился в 1886 году в Москве, провёл детство в Рыбинске.

Мать его Клара фон Линденберг была шведкой. Борис был внебрачным ребёнком Дмитрия Григорьева, царскосельского мещанина , по образованию — бухгалтера, служившего управляющим Рыбинским отделением Волжко-Камского банка . В возрасте четырёх лет был официально усыновлён и стал воспитываться в семье отца; позднее в воспоминаниях напишет, что его детство в Рыбинске из-за его полурусского-полушведского происхождения и из-за незаконнорожденности не было счастливым.

В 1903—1907 годах учился в Центральном Строгановском художественно промышленном училище (класс Д.А.Щербинского , а также у А.Е.Архипова ), затем в качестве вольнослушателя посещал петербургскую Академию Художеств (до 1913 года), где занимался у А.А.Киселева и Д.Н.Кардовского .

С 1907 года жил в Петербурге , в 1909-м посетил родственников матери в Швеции, в 1913-м впервые посетил Париж , где прожил четыре месяца и создал цикл работ на темы парижской жизни.

1909 — в составе «Студии импрессионистов» — объединения молодых художников, творчески близких к футуристам , возглавляемого Н.И.Кульбиным . В новом искусстве его привлекало не разрушение видимой реальности, а обострённое восприятие мира, поэтому ему было близко творчество Ван Гога , Сезанна , фовистов, Дерена, отчасти Пикассо.

Портрет В. Э. Мейерхольда, Б. Д. Григорьев, 1916
Портрет В. Э. Мейерхольда, Б. Д. Григорьев, 1916

На одном из самых своих грандиозных, фантастических парадных портретов, «двойном» портрете Мейерхольда, Григорьев с фотографической точностью зафиксировал две репетиции режиссера в его питерской студии на Бородинской улице.

Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях. Мейерхольд обучал студийцев прежде всего правильно, выразительно двигаться. На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву – мол, вот так надо на сцене убивать. А на переднем плане Мейерхольд в черно-белом костюме денди обучает тому, как надо на сцене умирать. У его артистки Каролины Павловой, занятой в пьесе Шницлера «Шарф Коломбины», не получалось сыграть смерть. В конце концов Мейерхольд взбежал на сцену сам и показал, как это делается. Отсюда – косящий вбок глаз Мейерхольда на портрете: дескать, понимаете, как это надо изобразить? Следите за мной?

Борис Григорьев - Портрет Ф.Шаляпина. 1923
Борис Григорьев - Портрет Ф.Шаляпина. 1923
Борис Григорьев "Автопортрет" 1915
Борис Григорьев "Автопортрет" 1915
Борис Григорьев "Модель" 1926
Борис Григорьев "Модель" 1926

Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели - вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.

В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно" (А. А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Как и в парижской серии, образы людей - крестьян, детей, стариков - создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Крестьяне на картинах "Деревня", "Земля народная", "Олонецкий дед", "Старуха с коровой", "Девочка с бидоном" в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. театр, - и монументальный, и гротескный, и реальный, и условный.

Борис Григорьев "Маска" 1916
Борис Григорьев "Маска" 1916
Борис Григорьев "Улица блондинок" 1916
Борис Григорьев "Улица блондинок" 1916
Борис Григорьев " Портрет сына " 1931
Борис Григорьев " Портрет сына " 1931
Борис Григорьев "женщина из цикла "intimite" xxx 1916-1917
Борис Григорьев "женщина из цикла "intimite" xxx 1916-1917

Выставка, где были представлены работы «Девочка с бидоном» и «Старуха-молочница», произвела на публику неоднозначное впечатление и вызвала ряд критических статей. Это усугубило положение Григорьева, который был вынужден уехать за границу и, купив землю в Кань-сюр-Мере, прожить там остаток дней.В изгнании художник не оставил творчество и написал картину «Лики мира», а также ряд цветных портретов, объединенных в «Бретонский цикл».

А в последние годы он был преподавателем во Французской академии русской живописи, иллюстрировал литературную классику и выполнял заказы высокопоставленных лиц.

В 1938 году здоровье художника неожиданно пошатнулось из-за интенсивной работы, которая после строительства дома помогала покрыть долги. Он заболел и попал в госпиталь в Ницце, где потребовалось хирургическое вмешательство, но операция не принесла облегчения и стала причиной скорой смерти.

Борис Григорьев "Натюрморт"
Борис Григорьев "Натюрморт"
Борис Григорьев «Максим Горький», 1926
Борис Григорьев «Максим Горький», 1926