Найти в Дзене
Чёрный Лебедь

Обзор серии книг "Песнь льда и пламени"

Оглавление
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

В мае 2019 года вышел финальный эпизод одного из самых дорогих шумных и рейтинговых сериалов всех времен и народов. По ряду причин финал разочаровал как сугубо телевизионную аудиторию, так и преданных фанатов серии книг Джорджа Мартина – «Песнь льда и пламени». Сегодня мы вспомним сильные стороны книг и попытаемся ответить на вопрос: а стоит ли их читать после просмотра всех сезонов?

Метод Мартина

Я познакомился с сериалом на старте первого сезона в далеком 2011 году. На протяжении выхода всех 10 эпизодов я долго не мог осмыслить свои ощущения от увиденного. Повествование скорее давит на зрителя, нежели его развлекает, а сильно привязаться к персонажам в начале истории ты еще не успеваешь. Да и гиблое это дело, если вы понимаете о чем я. Однако после просмотра финального эпизода в моем мозгу поселилось навязчивое чувство: мне было безумно любопытно узнать, что будет дальше. И так, как до выхода следующего сезона оставался минимум год, я взялся за книги.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Читатель знакомится с главной особенностью повествования Мартина, уже когда открывает оглавление первого тома. Главы называются именем персонажа и цифрой, обозначающей порядковый номер главы с участием этого героя. И что здесь особенного? В основе сюжета фэнтези лежит путешествие, обусловленное поиском некоего места, предмета или героя. Хоббиты несут кольцо в Мордор, чтобы уничтожить Кольцо Всевластия. Геральт из Ривии ищет возлюбленную Йеннифер, а также Цири – свою протеже и судьбоносное Дитя Предназначения. Истории Джона Толкина и Анджея Сапковского базируются на архетипических фольклорных сюжетах, в основе которых лежат классические мотивы приключения: сходи, найди, принеси.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Джордж Мартин ставит во главу углу не столько процесс поиска и хождения, сколько лиц их осуществляющих. Из-за обилия персонажей понятие «главные герои» здесь работает с натяжкой. Поэтому фанаты саги, чтобы лучше ориентироваться в их количестве, ввели аббревиатуру ПОВ – персонаж, от лица которого ведется повествование.

Правда, все книги написаны от 3-го лица, но аббревиатура все равно полезная. Так, ПОВы постепенно раскидываются по всем землям и морям, иногда пересекаясь друг с другом. Самые амбициозные из них наращивают силы, чтобы вторгнуться в Королевскую Гавань – геополитический центр мира Джорджа Мартина.

Персонажи и их боль

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Героев много и от лица большинства из них написано множество глав. Первые три книги выигрывают у двух последующих в плане нарастания и развития конфликтов, наличия кульминации у них и повествовании, самого по себе. Первые три части саги грамотно структурированы и каждая из них имеет логический итог. Здесь наиболее проявляются сильные стороны Мартина, которые с выходом 4-ой и 5-ой книг обрастут спорными решениями. Но сперва разберемся с героями.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Ставка автора сделана на то, что каждый читатель выберет себе одного или даже нескольких персонажей, к которым привяжется и за которых будет сильно переживать. Ведь вокруг героев будут постоянно плестись интриги, в которых фавориты читателя чаще будут оказываться проигравшей стороной, нежели побеждать.

И здесь мы подошли к визитной карточки автора, которая уже давно стала мемом. Почувствовали, что вам нравится какой-то герой? Самое время заглянуть в оглавление следующей книги, ведь велика вероятность, что своего любимца вы там уже не увидите.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

И если говорить о первых трех книгах, то тягу Мартина убивать своих героев можно назвать не только смелым, но и довольно умным решением. Смерти ПОВов и их приближенных в «Игре престолов», «Битве королей» и «Буре мечей» с точки зрения развития конфликтов и проработки мира произведения – довольно логичны.

Во время просмотра финала первого сезона ты испытываешь шок, но, прочитав затем несколько книг, понимаешь, что даже самые печальные события в «Песни льда и пламени» постепенно становятся лишь каплей в море.

Динамика и умение удивлять

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Коль выше мы уже обсудили, что «Игра престолов» больше про героев, нежели про события, как таковые, то и внимание к персонажам у нас будет более пристальным. За кого болеть – дело вкуса. Не прибегая к спойлерам, отметим ряд толковых художественных решений Мартина.

Как и подобает хорошим историям, герои «Песни льда и пламени» растут, меняются и развиваются под воздействием окружающих факторов. Иногда, правда, им нужно довольно много времени, чтобы созреть, но терпеливые читатели будут вознаграждены. К концу пятой книги Мартин собирает ряд сильных и интересных персонажей, которые должны сыграть свою роль в битве за семь королевств.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Герои стараются удивлять читателя. Как правило, не забывая при этом о композиционной логике. В одном случае мы узнаем альтернативный взгляд на события давно минувших лет и по новому смотрим на персонажа, которого изначально считали антагонистом. В другом – станем свидетелями хладнокровия и жестокости со стороны нашего любимца, которые будут проявлены неожиданно, но при этом довольно логично и последовательно.

Где же финал?

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Начиная с 4-ой книги, «Пира стервятников», Мартин немного увлекся процессом и начал перегружать историю дополнительными сюжетными ветками, мало к чему в итоге приводящими. Это замедлило дорогу к финалу и привело к тому, что сезоны стали снимать быстрее, чем Мартин закончил сагу.

В итого повествование к концовке сериала стало во многом скомканным и сумбурным. Если в начале истории «Игра престолов» подкупала логикой развития событий и проработкой персонажей, то к финалу история стала рассыпаться. Герои начали вести себя по настроению, битвы получились эпичными, но наивными. Аудитория почувствовала это и на авторов обрушилось немало критики.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Еще до выхода последнего сезона шоуранеры сериала говорили, что Мартин рассказал им о своем видении финала и именно на него ориентировались сценаристы сериала.

Но, как бы там ни было, финал Мартина по-прежнему не написан. Писатель периодически напоминает публики, что работа над сагой ведется к концу и рано или поздно она будет закончена. В планах автора остается еще две книги: «Ветра зимы» и «Грезы о весне». По словам Мартина, он работает над ними одновременно, а потому они могут выйти с небольшим промежутком времени.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

И если вернуться к тому, о чем мы говорили в начале, то выходит, что Мартиновского финала мы еще не увидели. Весьма вероятно, что он действительно поделился с продюсерами сериала своими планами. Но хотелось бы увидеть это в более осмысленной и логичной форме. Очень много сюжетных решений в саге реализованы последовательно и продуманно. Так почему бы однажды нам не увидеть именно такой финал?

Стоит ли читать сагу после просмотра сериала?

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Наверное, непросто пропустить через себя такой объем текста, примерно зная, что будет за большинством поворотов. И те, кто не устоял перед интригами сюжета, вероятно, подсели на книги еще на втором-третьем сезоне. С другой стороны, если у вас осталось чувство неполноты и недосказанности истории и если единственный способ узнать, чем все закончилось на самом деле – это дождаться двух последних книг, так почему бы не начать сначала?

Ведь вас ждут интересные и колоритные персонажи, захватывающие истории и гнетущая безнадежность Вестероса.

Также тебе может понравится:

«Спартак» – сериал об эпической, трагической, кровавой и жестокой борьбе за свободу

Ю Несбё – король современного детектива