Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Ричард Гир: голливудский профессионал

Ричард Гир (Родился 31.08.1949)

Год и место рождения: 1949, США. Образование: философский факультет университета, курсы драматического искусства. Вероисповедание: буддизм. Профессия: рок-музыкант, актер театра и кино. Возлюбленные: Пенелоп Милфорд, Сильви Мартине, Синди Кроуфорд... Герои Гира сильны, импульсивны, страстны, часто теряют терпение и душевное равновесие, способны на экстравагантные поступки, их шутки порой обидны и саркастичны... Таковы, если коротко, анкетные данные одного из самых популярных актеров американского кинематографа Ричарда Гира.

-2

Появившись на съемочной площадке в середине 1970-х годов, Ричард Гир поначалу был одним из многих. Однако участие в картинах Роберта Маллигана («Малыш из морской пехоты») и Теренса Малика («Дни жатвы») позволило ему выделиться из бесконечного ряда молодых актеров, а заглавная роль в мелодраме «Американский жиголо» Пола Шредера принесла талантливому актеру известность.

-3

Настоящей звездой Ричард Гир стал через два года - после выхода на экраны «Офицера и джентльмена» Тейлора Хэкфорда, добротного фильма о жизни профессиональных военных. А чуть позже Ричарду Гиру довелось вступить в творческое соревнование с самим Жаном-Полем Бельмондо. Это была главная роль в римейке «На последнем дыхании» Джима Мак-Брайда, перенесшего действие классического фильма Жан-Люка Годара в Америку 1980-х.

-4

Я бы не отважился сказать, что Ричард Гир это соревнование выиграл, но и не потерпел поражения. Свою роль актер наполнил неистовым темпераментом, агрессивностью, эротической энергией, бунтарским духом молодости. Не удивительно, что для миллионов поклонниц Ричард Гир стал одним из символов мужской сексуальности.

-5

Пик творческих успехов Ричарда Гира пришелся на середину 1980-х годов. В 1984 году он сыграл, на мой взгляд, лучшую свою роль в блестящей и ироничной стилизации под гангстерскую сагу «Клуб Коттон» Френсиса Копполы. Роль джазового музыканта Дикси Дуайера, попавшего в эпоху сухого закона 1920-х годов в мир подпольных притонов, организованных мафиози, потребовала от Ричарда Гира безукоризненной ориентировки в синтетической жанровой системе фильма, сочетающей психологическую драму и мюзикл, мелодраму и комедию.

-6

Неплохо получилась у Гира и роль мужественного спасителя пленницы гангстерской банды (Ким Бэйсингер) в триллере Р.Пирса «Без пощады», хотя по части сцен действия он, бесспорно уступал Арнольду Шварценеггеру, специализирующемуся, как известно, на ролях подобного плана...

-7

После фильма «Без пощады» и политической драмы Сидни Люмета «Власть» кинокарьера Ричарда Гира застопорилась на несколько лет. Для актера это было очень нелегкое время. Новая волна популярности пришла к нему на рубеже 1990-х, когда он вместе с Джулией Робертс снялся в мелодраме Гэрри Маршалла «Хорошенькая женщина» («Красотка»), ставшей одним из самых кассовых фильмов сезона...

-8

Разменяв пятый десяток лет, Ричард Гир опять вошел в моду, и это при том, что он по-прежнему не боялся ролей неожиданных, меняющих его имидж положительного героя-любовника. Так, в криминальной драме Майкла Фиггиса «Внутренние дела» Гир блестяще сыграл обаятельного негодяя. В антивоенной драме знаменитого японца Акиры Куросавы «Августовская рапсодия» Гир не испугался появиться в роли второго плана.

-9

Весьма удачным стал для кинематографической карьеры Ричарда Гира 1992 год: вместе с Джоди Фостер он сыграл в римейке французской драмы «Возвращение Мартина Гера» (фильм получил название «Соммерсби»), а Ким Бэйсингер стала его партнершей в психологическом триллере Фила Джоану «Окончальный анализ».

-10

Американцы любят снимать ремейки популярных французских фильмов. Сражений, однако, тут больше, чем побед, и пожалуй, самый яркий пример провала – тяжеловеснейшая «Игрушка» (1983) с изо все сил комикующим Ричардом Прайором взамен изящной «Игрушки» (1976) Френсиса Вебера с неподражаемым и ещё молодым Пьером Ришаром.

«Соммерсби», на мой взгляд, случай несколько иного рода. Малоизвестный американский постановщик Джон Эмиел сумел вполне убедительно перенести на заокеанскую почву сюжет фильма Даниэля Виня (поставленного, к слову, по одноименному роману).

-11

Во французском оригинале главные роли сыграли Жерар Депардье и Натали Бай. История самозванца, решившего выдать себя за мужа симпатичной деревенской вдовушки, владелицы кое-каких капиталов, была сыграна на полутонах, с таинственной недосказанностью почти мистического свойства. Даниэль Винь с мастерством тонкого психолога сумел передать на экране сложную гамму человеческих чувств - от «фортиссимо» гнева до «пьяниссимо» горькой печали. Это был фильм-дуэт двух блестящих актеров, камерный и проникновенный.

-12

Джон Эмиел превратил камерную философско-психологическую притчу в эпическую семейную сагу, действие которой разворачивается где-то на юге США вскоре после окончания гражданской войны. Роскошная синерама даёт возможность зрителям погрузиться в атмосферу времени, в подробности деревенского быта, почувствовать бескрайность американских равнин и ужаснуться при виде скачущих белых балахонов местных поборников расовой чистоты...

-13

Камера приближает к нам лица главных героев - человека, выдающего себя за Джека Соммерсби (Ричард Гир) и молодой женщины (Джоди Фостер), истосковавшейся от многолетнего одиночества. Игра актеров даже на крупных планах чуть форсирована. Там, где у французов была загадочная недосказанность, у американских звёзд проступает точный расчет профессионалов. Режиссер прекрасно знает не только, как построить убедительную мизансцену и время от времени взрывать статичные разговорные эпизоды динамикой зрелищных эмоциональных «ударов», но и где, когда и главное - как заставить зрителей (преимущественно – зрительниц) приложить к глазам носовые платки.

В самом деле, история бывшего подлеца и прохвоста, решившего в один прекрасный день изменить свою судьбу, стать в прямом и переносном смыслах другим человеком и во имя этого подняться на эшафот, может тронуть даже бывалого зрителя. А тут ещё эффектная фактура Ричарда Гира - мужественность в квадрате, отчаянное упорство, природное обаяние, помноженное на мастерство звезды класса "А". И нервная хрупкость, угловатая женственность и «оскарный» шлейф Джоди Фостер. Плюс откровенное восхищение жизнестойкостью и трудолюбием американской нации, справедливостью её суровых законов. Словом, ремейк стал не просто блеклой калькой, но приобрел индивидуальное лицо.

-14

Бесспорно, Джон Эмиел не Джон Форд, и «Соммерби» - не «Гроздья гнева». Но лично я вполне благосклонно отнесся к этой добротной ленте, а симпатичная дама, сидевшая рядом со мной в зале столичного Дома кинематографистов во время сеанса «Соммерсби», не на шутку всплакнула. И, ей-Богу, было из-за чего.

На видео «Соммерсби», бесспорно, смотрится хуже. Но всё-таки, видимо, поклонницам Гира и жанра мелодрамы, по-моему, есть смысл прислушаться к совету французского режиссера Бертрана Блие (который он дал, правда совсем по иному поводу) и заранее приготовить носовые платки...

-15

Не менее обаятелен Ричард Гир и в мелодраме Марка Райдэлла «Перекресток» (1994), где его герой разрывается между двумя женщинами - женой (Шерон Стоун) и любовницей (Лолита Давидович). Вопреки звездному составу «Перекресток» (кстати, тоже римейк французской картины 1970-х годов) прокатного успеха не имел... Трудно сказать, в чем была причина: быть может зрителей в тот момент больше интересовали интимные подробности семейной жизни Гира, так его широко разрекламированный брак со знаменитой топ-моделью Сидни Кроуфорд стал давать ощутимую трещину и вскоре привел к скандальному разводу...

-16

В попытке выйти из кризиса Ричард Гир сыграл костюмную роль в рыцарской драме «Первый рыцарь». Увы, намечавшегося триумфа не получилось, фильм был принят прохладно - и критикой и зрителями. Раздосадованный Гир решил расслабиться на Московском кинофестивале, куда был приглашен в качестве председателя жюри в 1995 году. Судя по всему - ему это удалось.

-17

В XXI веке Ричард Гир блеснул мастерством в мюзикле "Чикаго" (2002) и "Неверной" (2002), "Порочной страсти" (2012) и других голливудских лентах.

© Александр Федоров, 1993, 1995, 2021

Данный текст частично опубликован в журнале // Видео-асс экспресс (Москва): Федоров А.В. Возвращение Мартина... Гира // Видео-Асс экспресс.1993. № 23. С.28-29.