Найти тему

Киберспорт в России.

Реалии. Турниры. Звёзды.

С вами снова канал "История киберспорта" и мы продолжаем цикл познавательных статей, посвященных различным явлениям в мире киберспорта.

Сегодня мы расскажем вам о том, что из себя представляет киберспорт на просторах нашей великой Родины.

Расскажем об истории признания и становления, наиболее ярких организациях и командах, проблемах и векторах развития.

Одна из наиболее популярных киберспортивных платформ - Yota Arena.
Одна из наиболее популярных киберспортивных платформ - Yota Arena.

Повествование стоит начать с одного весьма занимательного факта.

Дело в том, что наша страна одной из первых признала киберспортивные соревнования официальной спортивной дисциплиной.

Произошло это еще в далеком 2001 году, все турниры получили статус официальных мероприятий с регистрацией участников, в теории, это значило что киберспортсмены могут рассчитывать на то же признание и награды, что и представители "большого спорта", однако реальность распорядилась иначе.

Признав факт существования индустрия, финансовая элита на 15 лет "забила" на ее развитие, а цифровизация нулевых, вообще, чуть не поставила крест на российском сегменте.

Широко вещая с голубых экранов о нанотехнологиях и цифровой экономике, сильные мира сего не обращали внимания на систематически "загибающихся" издателей и разработчиков, большинство из которых покинуло страну и перешло на работу в крупные западные компании.

В итоге, на рубеже "нулевых" и "десятых" признание киберспорта "отменили", а для "власть имущих" игровая индустрия как бы не существовала, появляясь в роли "козла отпущения" в многочисленных одноклеточных ток-шоу, участники которых смыслили в видеоиграх примерно так же, как китайцы смыслят в изготовлении итальянской пасты.

Типичная сценка из ток-шоу.
Типичная сценка из ток-шоу.

Однако, в мире все шло своим чередом.

Бюджеты игр стали сопоставимы с бюджетом голливудских фильмов, появлялись десятки новых проектов, зарплата киберспортсмена перестала быть предметом для насмешек, а турниры приобретали тот размах, при котором призы для победителей могли начинаться с шестизначных значений, в то время как единственной яркой звездой на "небосводе" русского киберспорта оставалась незабвенная Virtus.pro.

Одна из успешнейших игровых команд в России, чуть не распалась в 2011 году.
Одна из успешнейших игровых команд в России, чуть не распалась в 2011 году.

В 2016 году игнорировать объективную действительность стало невозможным и министерство Спорта признало киберспорт уже окончательно и бесповоротно.

Несмотря на всю нелюбовь простого народа к олигархам "местного разлива", за возрождение киберспорта и огромные финансовые вливания в Российскую Киберспортивную Организацию, стоит благодарить миллиардера Алишера Усманова.

Именно его финансовая поддержка удержала на плаву вышеозначенную Virtus.pro., она же помогла организовать первые крупные турниры и привлечь спонсоров.

2018. Кубок России по киберспорту.
2018. Кубок России по киберспорту.

По ситуации, на 2021 год, конечно же, есть чему радоваться.

Турниры по таким дисциплинам как CS GO и Dota 2 проходят с завидной регулярностью. Наши ребята занимают призовые места на международных соревнованиях, появляются первые школы и факультеты киберспорта, а на телевизионные ток-шоу, обсуждающие "дока 2", "живущее в интернете" поколение просто не обращает никакого внимания.

Киберспортсмен в России, может рассчитывать на достойную оплату труда, в размере нескольких сотен тысяч проблем, однако, проблемы, в чем-то очень сильно похожи на проблемы нашего спорта в целом.

Первый минус - это слабое внимание к командам второго эшелона, играющих в регионах.

Вся жизнь и рекрутинг потенциальных "гениев" ведется только в центральном регионе, в то время, как геймеры с потенциалом, чья вина лишь в том, что они проживают где-нибудь, во Владивостоке остаются незаслуженно забытыми и не имеют никаких финансовых перспектив развития, кроме заработка во время стримов.

Другими словами, все крупные мероприятия проходят в Москве и Петербурге, где и аудитория побольше и финансовых издержек поменьше.

В итоге, год за годом, рейтинг наших составом неуклонно падает, освобождая места для более ушлых азиатов всех расцветок и мастей.

Команда "второго эшелона" Spirit.
Команда "второго эшелона" Spirit.

Второй негативной составляющей можно считать "токсичность" коммьюнити и игроков, впрочем, вместе с появлением профессиональных школ киберспорта, этот минус постепенно "сходит на нет".

Знаменитые "мамки" русского коммьюнити.
Знаменитые "мамки" русского коммьюнити.

Ну и третьим объективным минусом, можно считать выборочный интерес. В ЕС киберспортсмен может выступать более чем в 20 различных дисциплинах, включающих все многообразие игровых жанров, так же широко развит консольный и мобильный киберспорт, они не считаются чем-то "ущербным".

Наша же турнирная сетка включает в себя CS GO, DOTA2 и FIFA, успешно игнорируя менее финансово выгодные дисциплины с точки зрения привлечения аудитории, которые, тем не менее, не являются менее интересными, и при должных вложениях способны принести высокую доходность в долгосрочной перспективе, о которой у нас вообще мало кто думает, предпочитая жить по принципу "заработал и свалил".

Одно из киберспортивных соревнований в РФ,
Одно из киберспортивных соревнований в РФ,

Тем не менее, пусть медленно и своеобразно, киберспорт в России развивается и дорога начинающему "про-геймеру" открыта, в отличие от удушающего безразличия в нулевых.

Остается лишь надеяться, что в будущем мы увидим у себя все многообразие киберспортивного мира, в той же красе (а может даже перегоним), в которой этот феномен постиндустриальной эпохи представлен на Западе и Востоке от нас.

С вами был канал "История киберспорта".

Оставайтесь с нами.

Будет интересно.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц