Фильм "Прикосновение" 1992 г. называют первым фильмом ужасов, снятым после развала СССР.
С одной стороны эта картина выглядит довольно типичной для ранних 1990-х. Вся страна находилась в состоянии какого-то безумия и фильммейкеры массово выпускали депрессивные, хаотичные, визуально неприятные ленты.
С другой стороны "Прикосновение" - это типичный хоррор о простых людях, чья жизнь рушится из-за воздействия мистических зловещих сил. Этот сюжет пользовался огромной популярностью во всем мире с 1973 г., когда вышел голливудский фильм ужасов " Изгоняющий дьявола ".
"Прикосновение" начинается с того, что женщина находит в соседской квартире мертвого мальчика и его мать, вскрывшую себе вены. Далее стандартное полицейское расследование сталкивается с утверждением членов этой семьи о наличии неких сил, оказывавших воздействие на умерших. Вскоре сам следователь начинает ощущать на себе влияние неких устрашающих сил.
Таких историй кинематограф знает огромное множество. В качестве субъекта, наводящего ужас, оказываются дьявольские силы (как в "Изгоняющий дьявола", "Ребенок Розмари" и пр.), или неупокоенные духи мертвых (как в "Звонок", "Астрал" и пр.), фантастические существа (как в "Чужой", "Дракула" и пр.), обезумевшие люди (как в "Хэллоуин", "Техасская резня бензопилой" и пр.).
Однако "Прикосновение" раскрывает совершенно уникальную концепцию. Источником устрашающих и умертвляющих сил тут являются не демоны, не привидения, не жуткие монстры, а загробная жизнь в целом.
Мир мертвых противостоит миру живых. Представители загробной жизни пытаются привести к себе людей из земного мира. И делают это не из-за каких-то эгоистических целей и не из-за мести, а во благо живым... Так как земная жизнь провозглашается бессмысленной и мучительной. А если кто-то и ощущает радость от жизни, то вскоре должен будет поплатиться за нее...
Представители загробного мира в "Прикосновении" будто бы являются олицетворением всепоглощающего танатоса (инстинкта смерти) и депрессии, убеждающих день изо дня в бессмысленности земного существования, но зато сулящих лучшую участь вне земной жизни. Это очень перекликается с религиозной концепцией рая и православным учением о том, что земная жизнь лишь незначительный миг, не правда ли?
Если не смотрели отечественный мистический триллер "Прикосновение", то советуем обратить на него внимание. У картины есть множество минусов - она как и все фильмы 1990-х снята на плохую пленку и лишена эстетизма. Сюжет в ней развивается скачками и трансформация главного героя из скептика в мистика не раскрыта совершенно.
Однако многочисленные плюсы этой картины перевешивают все недостатки. Он жуткий, действительно погружающий в какой-то потусторонний мир - и все это режиссер создает с помощью минимума музыки и визуальных эффектов. Также хочется отметить невероятно точный подбор актеров. Обыкновенная фотография актера Андрея Дударенко устрашает куда больше, чем любой жуткий монстр из хорроров.
К тому же это один из ярких примеров фильма, в котором органично сочетаются совершенно разные жанры. Его можно воспринимать как мистическую драму, как детектив, как хоррор об одержимости, или как один из самых жутких нуаров с роковой и буквально сводящей с ума женщиной.
"Прикосновение" - это действительно очень глубокий фильм, который заставляет зрителя ощутить собственный потаенный страх смерти. Когда умирает кто-то молодой, красивый и талантливый, мы обычно говорим "Бог забирает лучших из нас"... Это парадоксальная фраза. И в этом фильме нас заставляют полностью погрузиться в противоречивость и нелогичность нашей собственной надежды на существование загробной райской жизни, идущей рука об руку с яростным нежеланием покинуть земной мир. Это пугает, это устрашает, это не только заставляет осознать конечность и бессмысленность жизни, но и заставляет бояться собственного счастья.
Смотрели фильм "Прикосновение" 1992 г.? Делитесь впечатлениями в комментариях.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )