Начало 1 части тут.
Случился Чернобыль! Я сразу вспомнила огромное кладбище на Урале, где произошла давным-давно авария подобного рода. Гласность, перестройка ё…, а опять, как прежде, травили людей, ничего не сообщая о катастрофе. Пустота в душе образовалась:
-Эй, вы там, наверху! Высоко забрались, думаете, вас не коснётся? Иллюзия это, от лукавого, коснётся, ещё как коснётся!
Муж сродной сестры работал на ликвидации этой аварии:
-Вот ведь, зараза какая, ё…, не видно, не слышно, а организм убивает, тихо, тихо, ё… Чем защищались? Да спиртом, чем же ещё, ё… Вот, кто пил, тот ещё живёт, а кто не пил, тех давно нет. Вот, говорите, много пью, ё…, дак только водкой и спасаюсь. Мало нас уже осталось, ликвидаторов, ё…
Пьющих казахов было мало, в традиции нет, «Коран», священная книга каждого мусульманина, запрещает пить алкоголь. Понравилось нам путешествовать семьёй и поехали мы в Ленинград. Бродили по городу. Хорош! Много воды, много мостов, много неба, только солнца мало. Но, на нашу удачу погода задалась, дождей почти не случалось. Жили семьёй в двухкомнатной квартире, ездили автобусом, кормили, несмотря на дефицит продуктов, до отвала, то есть туризм процветал по старой схеме. Дети резвились на лужайках в парках царских дворцов, ох жировали государи за счёт рабов своих. Город после Урала и Средней Азии, показался совсем необыкновенным, да что там, европейский город.
Великий Пётр Россию на костях человеческих поднимал, себя не жалел, других тоже не щадил, понимал, не поднимешься, все, кому не лень, пинать будут. Потому и велик Пётр, другие правители, что после него, намного помельче будут, о себе в первый черёд думают, а потом, те, кто посовестливее, о государстве, а наоборот надобно, коль уж рискнул в цари пойти.
Казахстан, за свою историю Советской республики, сразу из родовых отношений шагнул в социализм. Почти вся северная граница с Россией, за ним, как за стеной своей жизнью жили другие среднеазиатские республики. Казахи всё на себя приняли: многолетнюю гражданскую войну, репрессированных политических, вырванных из родной земли чеченцев, немцев, раскулаченных, эвакуированных, во время войны, людей, заводы, фабрики, целинников, после войны.
Все нашли приют, всех приняли казахи, всё стерпели.
Территория страны велика , да пустыня много места занимает, так и сожительствовали все вместе, «в тесноте, да не в обиде» – гостеприимна казахская земля, терпелив народ, за это бог любит его.