Сахалинский областной художественный музей - один из самых молодых музеев России. Он был основан в 1983 году.
Это здание является оригинальным историко-архитектурным памятником. Большой зал первого этажа предназначен для выставочной работы, залы второго этажа заняты постоянными экспозициями: «Христианское искусство», «Русское искусство конца XIX - начала XX вв.», «Искусство Кореи».
Кроме архитектуры в здании важную роль играет хранилище для картин – это сейф бывшего банка, в котором картины находятся в безопасности и там поддерживается нужная для сохранности картин температура.
Как искусствоведы определяют сюжет картины, автора, время ее написания?
Мы познакомимся с некоторыми методами работы искусствоведов в музее. Музей – это место науки, изучения предметов искусства, сохранения их. Наше исследование мы проведем в отделе, где находится постоянная экспозиция музея «Русское искусство конца XIX - начала XX вв.», и познакомимся с одной работой, ее историей и сюжетом.
Первый этап исследования: определение сюжета картины.
1. Определите в зале картину с сюжетом о Марии Магдалине.
2. Какая атрибутика святой говорит о том, что картина посвящена Марии Магдалине?
Символы:
- изображается с непокрытой головой;
- распущенными волосами;
- с тем сосудом благовоний, из которого евангельская женщина обливала ноги Христу;
- с черепом, символом вечной жизни;
- крест;
- книга.
3. Какую атрибутику вы нашли на картине? Какой не хватает?
Нет сосуда, нет книги, но мы видим распущенные волосы, крест, череп.
4. Как вы можете объяснить отсутствие атрибутов изображения Марии Магдалины? Возможно, художник не закончил работу.
В 1986 году картину приобрела на аукционе в Ленинграде первый директор нашего музея, которая интуитивна понимала, что картина принадлежит большому мастеру, но не знала наверняка. Подпись на полотне была скрыта из-за поверхностного пылевого загрязнения, поэтому авторство работы на тот момент оставалось неизвестным. На аукцион был выставлен анонимный портрет молодой полуобнаженной девушки. Полотно было повреждено.
Когда картину доставили на Сахалин, встал вопрос о ее реставрации специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. В реставрации участвовали и научные сотрудники сахалинского областного художественного музея. Они набирались опыта в проведении реставрационных работ и получили дипломы реставраторов. Теперь и в этом музее есть специалисты в этой области.
Второй этап исследования: определение автора картины.
В правом нижнем углу полотна есть подпись Григория Григорьевича Мясоедова, что облегчает наше исследование. Подпись обнаружена после расчистки полотна. Григорий Григорьевич Мясоедов – известный живописец, один из ярких представителей русского реализма второй половины XIX века.
После тщательного изучения документов, биографии художника, выяснилось, что из-под кисти Григория Мясоедова вышли две работы с изображением библейских персонажей: одна – «Магдалина на фоне скал» – выставлена в Сахалинском художественном музее, вторая – «Искушение» – находится в Кадриоргском музее Эстонии. Последняя картина нуждается в реставрации и хранится в свернутом виде. Время появления этих произведений совпадает со временем окончания Григорием Мясоедовым Академии художеств. Это дипломные работы. В 60-е годы XIX века существовала практика отправлять лучших выпускников Академии художеств за счет государственной казны в пенсионерские поездки за границу. Во время этих поездок художники знакомились с произведениями искусств в музеях разных стран и учились у мастеров с мировым именем.
Третий этап исследования: определение стиля написания картины.
6. Давайте определим стиль, в котором создается картина. Для этого посмотрим образы Марии Магдалины в русской иконе, в европейской традиции эпохи Возрождения – картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина».
Г. Мясоедов бывал в разных городах Италии, Франции, внимательно знакомился с европейской художественной жизнью, и очевидно, что образ кающейся Марии Магдалины был написан под влиянием творчества живописцев эпохи Возрождения. Мария Магдалина по канонам православия не изображается обнаженной, а у Г. Мясоедова, напротив, этот библейский герой предстает перед нами частично обнаженной. Это характерно для европейской культуры.
Косвенно подтверждает эту версию письмо Григория Мясоедова, адресованное руководству Академии художеств, в котором русский живописец рассказывает о необязательности и непунктуальности итальянской модели.
Григорий Мясоедов не дал название картине. Давайте мы сами назовем ее. Рассмотрите фон, на котором Мария Магдалина изображена.
Современные искусствоведы и реставраторы, давшие полотну вторую жизнь, дали картине название «Магдалина на фоне скал».
Литература:
Эта статья продолжает тему, поднятую в статье канала:
Понравилась статья, пишите комментарии, советуйте друзьям, подписывайтесь и ставьте лайки. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda.
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com
#картины_мясоедова #мария_магдалина #экскурсия_в_музей #библейские_сюжеты #черный_квадрат #малевич