Эта статья адресована тем, кто собирается в свой первый поход или имеет очень маленький опыт водных походов.
Казалось бы, что опасного может быть на равнинной реке? Порогов и водопадов нет, плотины отмечены на карте. Садись в байдарку и плыви себе вниз по течению. Однако даже на самой тихой и безобидной реке туриста могут подстерегать различные неожиданности.
Поэтому перед походом лучше найти и внимательно прочесть отчеты по выбранной реке и оценить, насколько данный маршрут вам под силу. А во время сплава не терять бдительность.
Больше всего неприятностей возникает весной при большой воде, так как в русле образуются дополнительные препятствия, которых нет в низкую воду, а течение может стать довольно сильным.
Основные виды препятствий
- Кусты и упавшие деревья
- Завалы. Небольшие можно пропилить, большие - обнести по берегу. Не пытайтесь ходить по завалу, это очень опасно.
- Разрушенные плотины, превратившиеся в пороги. Требуют осмотра, даже если перепад небольшой. В русле могут торчать остатки свай и арматура.
- Низкие мосты, из которых могут торчать гвозди, скобы, щепки и прочие острые предметы. Требуют внимательного осмотра и точной оценки габаритов. Как вариант - проводка судна без экипажа или обнос.
- Затопленные мосты. В случае сомнений организовать проводку или обнести. Главное, вовремя заметить и успеть зачалиться при необходимости.
- Натянутые над водой тросы (например, паромные переправы). Возникают на пути неожиданно, плохо видны и этим опасны. Если есть сомнения в том, пройдет ли байдарка под тросом, лучше зачалиться и провести судно у берега или обнести.
Недооценка своих возможностей может привести к аварийным ситуациям, поэтому не стоит пренебрегать просмотрами и обносами. Это займет меньше времени и сил, чем спасательные работы, извлечение судна из препятствия и его ремонт. И убережет экипаж от ненужного риска для жизни.
О том, как действовать в чрезвычайной ситуации, мы поговорим в другой статье.