Братья Люмьер озарили путь для всех последующих режиссеров, операторов, актеров и изобретателей.
В творческом тандеме Люмьеров обязанности были распределены: младший брат, Луи, отвечал за техническую часть, старший же, Огюст, занимался преимущественно организаторской работой. Но был и еще один Люмьер, сыгравший важную роль в создании кинематографа — их отец Антуан. Ему принадлежала фабрика, с 1883 года выпускавшая желатиновые фотопластинки — эту технологию, кстати, разработал Луи.
Мир братьев вращался вокруг фотографии: они не только помогали отцу в фабричных делах, но и любили экспериментировать со съемкой. Особенно Люмьеров привлекали снимки в движении.
Конечно, создание Томасом Эдисоном кинетоскопа, заставившего изображения двигаться, не оставило их равнодушным. Используя отдельные идеи американского изобретателя, французы создали собственную технологию — синематограф.
Синематограф братья запатентовали в 1895-м. В декабре того же года Люмьеры организовали первый коммерческий показ фильмов, снятых ими к тому моменту. Он состоялся в Grand Café на бульваре Капуцинок в Париже.
Первые работы Люмьеров по праву можно назвать семейными. В фильмах снимались и они сами, и их дети, и их родители. На платформе во время съемок картины «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» побывали едва ли не все родственники Люмьеров.
Изобретение Люмьеров было оценено моментально. Едва ли не в каждом европейском городе находились желающие организовать сеанс синематографа. Братьям пришлось организовать что-то вроде франшизы: заказчики брали напрокат аппараты, а представители компании Люмьеров в пункте назначения помогали им работать с этими чудесами техники. 60% выручки при этом оседало в карманах братьев.
Успех Люмьеров оказался ярким, но недолгим. Уже в 1902 году сеансы синематографа прекратились, аппарат уступил место новым, более совершенным устройствам. Братья, однако, успели хорошо заработать на своем изобретении, навсегда вошли в историю кино, а затем продолжили производство пленки — к слову, крайне прибыльное.