Эпизод 7. Вспомним эту историю, одну из самых напряженных в сериале «Великолепный век». Дочь крымского хана гостит в Топкапы, пока в Крыму идет междоусобица. За это время Айбиге и Хранитель покоев Балибей, оба свободные и своенравные люди, развили в своей душе нежные чувства друг к другу, хотя и не видели совместного будущего. Примерно в это же время валиде с подачи Махидевран решила, что Айбиге и шехзаде Мустафа – прекрасная пара.
В этом союзе у каждого были свои интересы. Махидевран возвышала сына браком со знатным родом, из которого происходила сама валиде, и попутно надеялась избавить сына от влюбленности в Эфсун, которой совершенно справедливо не доверяла.
У валиде же, помимо укрепления династических связей, были свои резоны. Вот как звучит ее истинная, тревожная цель, которую она озвучивает своему сыну.
Валиде: «Конечно, есть причина для спешки, Сулейман. Меня очень волнует будущее твоего наследника Мустафы. Вспомни, что ты пережил, когда был в его возрасте, тогда ты поймешь, о чем я. Если бы ты в тот день надел посланный твоим отцом отравленный кафтан, если бы я не помешала этому, сейчас никого бы из нас не было. Основная обязанность каждой матери – защищать своих детей. Но отцов это не касается. Так всегда было, особенно, когда твой сын претендует на престол. Я знаю, что ты не станешь заниматься кровавыми интригами, ты не причинишь вред своей крови и плоти. Но будут те, кто захочет изменить твое мнение, Сулейман. Ни за что не поддавайся этим злодеям. Да руководит тобой твоя совесть. Она укажет тебе верный путь».
Как мы видим, валиде уже чувствует судьбу Мустафы, хотя нет еще с его стороны никаких особых ошибок, но она понимает, что они, конечно, неизбежны, и его враги не упустят этого, поэтому она заранее, пока сама жива, стремится укрепить позиции Мустафы этим браком. Ибо чувствует, что на ее собственного сына скоро начнется настоящее давление. И она, конечно же, не ошиблась.
Но, вот беда - юная Айбиге, влюбленная в Балибея, совершенно не желает этого брака. И Мустафа, влюбленный в свою наложницу – тоже. Он даже обращается за помощью к Ибрагиму, чтобы тот помог помешать планам валиде, не понимая, что этот брак заключается на его же благо и для его защиты в будущем. Но вместо поддержки, он получат серьезное внушение со стороны Ибрагима, ибо тот прекрасно видит все перспективы этого брака для наследного шехзаде.
Ибрагим: «Не будь столь чувствителен, Мустафа. Ты пренебрегаешь решением валиде ради какой-то девушки. Шехзаде не может быть так наивен. Ты должен делать то, что является для тебя наиболее выгодным, поэтому ты должен выучиться играть по правилам. Твоя жизнь – это Османское государство. Эта огромная империя, на власть в которой, ты будешь когда-нибудь претендовать, управляется с помощью политики. В политике работает только ум, Мустафа, логика и расчет. Вот чем ты должен руководствоваться! Этот брак – часть той политики. Он сделает тебя сильнее. Ты – наследник. Эта женитьба должна состояться!»
И под натиском такой тяжелой артиллерии Мустафа соглашается на брак. Ведь и отец просил его подумать об этом. У Айбиге тоже ничего не выходит с Балибеем, ибо верный воин, узнав о помолвке, взял себя в руки и постарался погасить с этой минуты ставшие запретными чувства. В итоге девушка тоже соглашается на брак. С большой помпой, с приглашением знатных гостей и родственников, происходит помолвка, о предстоящем династическом браке узнает весь Стамбул, да, наверное и все послы оповестили своих монархов о новом династическом раскладе у османов.
Итак, браку быть! Вроде бы все должны быть счастливы. Но есть во дворце один человек, которому эта свадьба с какого-то перепугу встала поперек глотки - Хюррем. И хотя эта свадьба не имеет к ней ровно никакого отношения, а Айбиге не только ее единственный друг, но и та, кому она попросту обязана жизнью, Хюррем решает использовать чувства и честь девушки, а также рискнуть головой уважаемого Хранителя покоев, чтобы получить свою мелкую выгоду от рухнувших планов Семьи.
Под видом сочувствия любви это опытная интриганка советует влюбленной дурочке отпроситься у Повелителя съездить в Крым, повидать родителей, а на самом деле вдвоем с Балибеем повернуть в другую сторону и сбежать неведомо куда. Хюррем, конечно, отлично понимает, что верный, взрослый и честный Малкочоглу не совершит такое страшное предательство по отношению к Повелителю, к Семье и к государству ради девчонки. Но это совсем не важно. Важно, чтобы раз уж о состоявшейся помолвке теперь известно всему свету, нужно сделать так, чтобы она также публично сорвалась – а именно всех публично опорочить и открыто ударить по чести наследного шехзаде, чтобы свадьба стала попросту невозможной.
Дождавшись отъезда, Балибея и Айбиге в Крым, Хюррем через Эфсун доводит до Махидевран ложный слух, что эти двое – любовники, и направляются вовсе не в Крым, а собираются сбежать из-под султанской власти.
Что может быть хуже клеветы? Пожалуй, только клевета, приправленная правдивыми подробностями – в такую клевету легко поверить и от нее практически невозможно оправдаться. Все начинают вспоминать, что Айбиге как-то многовато времени проводила в саду с Балибеем, доверием вдруг облекаются даже слова маленькой Михримах.
И вот снежный ком опасных реакций нарастает – Махидевран, вспомнив, что Айбиге и вправду тянулась к Балибею, в смятении, гневе и ужасе бежит к Повелителю со страшной вестью о побеге. Что делает султан? А что он может сделать?! Отправляет погоню за «беглецами». Только вот странные какие-то «беглецы», которые плывут себе спокойно на султанском корабле именно туда, куда и должны плыть согласно его приказу – в Крым. А иначе как бы их нашли и догнали в открытом море, где и следов-то нет?…
Валиде не верит ни на секунду, что Айбиге, член ее династии, ее рода, способна растоптать и свою честь и честь шехзаде. Айше Хавса еще не понимает, что и как произошло, но уже чувствует, откуда ветер дует. А дует этот ветерок с душком явно со стороны Хюррем – только ей выгодно разрушить этот брак. И Махидевран повелась на эту провокацию, на радость Хюррем, своими руками в горячке гнева разрушила такой важный для шехзаде брак. Вот тогда-то валиде с досадой и говорит свою знаменитую фразу: «Знаешь, в чем разница между тобой и Хюррем. Она живет своим умом, а ты – чужим».
Это как раз именно о том, что Махидевран повелась на чужой подлый умысел, поверила в клевету и сразу же так опрометчиво уведомила обо всем султана, и это дело, на радость Хюррем, теперь получило огласку. А раскинь Махидевран своим умом, посиди да подумай хорошенько, кому все это выгодно, от кого она получила информацию, то все можно было бы уладить – если вообще там было что улаживать.
И вот корабль с опозоренной невестой шехзаде и связанным Хранителем султанских покоев под конвоем возвращен в стамбульскую гавань. Весь Стамбул это видит и, вероятно, вовсю обсуждает "жареную" новость, ибо такое не скроешь и от этого факта уже не отмахнуться, он стал явным для всех. То-то Хюррем радости-то. Какая уж теперь свадьба?!
Как ни крути, а ущерб чести шехзаде нанесен вне зависимости был ли на то умысел или не был. Тем более, что и сам шехзаде не уверен в их невиновности. А из защиты у Малкочоглу только его честное имя и его собственные слова, что у них с Айбиге все умерло, даже не начавшись.
И вот в этой ситуации, когда надо принимать решение по Балибею, султан отдает его на усмотрение сына.
Сулейман: «Я не буду решать. Это ты сделаешь. Я, как Повелитель мира, могу вынести только одно решение – смерть. Подозрение в предательстве подобно яду уничтожает человека. Я хочу, чтобы ты сам решил, Мустафа. Я приму любое твое решение. Хочешь помилуй. Хочешь казни».
Юному, неопытному в таких делах Мустафе, которому и свадьба-то эта была не нужна, но тем не менее он по чужой и злой воле оказался перед фактом публичного оскорбления своей чести, а теперь ему и вовсе придется наказывать всеми уважаемого человека, который верой и правдой служил их семье и государству. И если он примет неверное решение, то оно ляжет тяжким грузом или на его совесть или на репутацию.
В смятении он обращается за советом к Ибрагиму. Но Ибрагим нисколько не облегчат его задачу. Тут дело тонкое – на кон поставлена честь наследника Империи. Дело намерено кем-то выведено за семейные рамки, когда уже невозможно его решить тихо, не привлекая внимания.
Ибрагим: «Это решать тебе, Мустафа. Ты прав – нельзя решать сгоряча, речь идет о жизни человека. Но послушай. Принимая решение, не доверяй чувствам, а полагайся на разум. Колебаться нельзя ни в коем случае. Нельзя проявлять слабость. Для тебя это прекрасная возможность заявить о себе».
Вот такой совет. Как хочешь, так и понимай. Нельзя колебаться между чувством и разумом. Что будет считаться слабостью? О каких чувствах вообще идет речь? Об оскорбленных чувствах обманутого жениха или о сострадании к Балибею? Решать тебе, Мустафа. Но Ибраагим и не мог сказать ничего сверх этого. И никто не мог бы. Ибо тут публично задета честь шехзаде. И у кого достанет совести просить милости для того, кто хоть и невольно, но задел честь принца, словно честь принца нечто малоценное или неважное? Вопросы чести - самые деликатные, они не приемлют чужих советов и чужого мнения, ибо никто не является ровней принцу по определению. Словом, решать казнить или миловать должен сам шехзаде.
Тогда Мустафа идет к матери. Но это в данный момент худший советчик, ибо когда задета репутация и честь ее сына, ждать пощады от Махидевран не приходится.
Махидевран: «Тебе нанесено оскорбление. Казни его, покажи свою силу. Пусть все увидят, кто будущий правитель мира, кто султан! Ни в коем случае не жалей. Пусть вздрогнут враги от звука твоего меча. Ввергни их сердца в такой страх, чтобы они не смели выступить против тебя».
Жестоко? Бесспорно. Но и времена были жестокие. И слабость сына может дорого ему стоить в дальнейшем еще и потому, что этим он покажет жалость сердца и способность к состраданию, а значит, свою уязвимость. В сущности, так в будущем и случится.
Итак, три авторитета сказали свое слово. Отец говорит, что за такой проступок он вынес бы смертный приговор. Мать также настаивает на казни для защиты чести и устрашения врагов. Ибрагим советует решать вопрос рационально, не поддаваться чувствам, какими бы они ни были (месть, ненависть или жалость).
И Мустафа выносит смертный приговор Балибею.
Но в последнее мгновение, когда голова воина уже лежала на плахе, он отменяет приговор. Никого он не стал слушать – ни отца, ни мать, ни Ибрагима. Он внял голосу собственного сердца и совести. Думаю, он представил, с каким камнем будет жить, если позволит казнить невиновного ради призрачной защиты чести в глазах посторонних, ибо никакого личного оскорбления он не чувствовал. Грех и кровь на душу брать не хотел.
Мустафа: «Малкочеглу Балибей – уважаемый воин, который многие годы служил государству и нашей семье. Не смерть станет расплатой за его ошибку. Я счел, что у него не было злого умысла. Я дарую ему жизнь».
Позже Сулейман скажет сыну: «Сложно вынести решение. Но еще сложнее отказаться от уже принятого. Иногда это говорит о слабости. Но порой о силе. Ты очень меня порадовал, Мустафа. Я доволен».
И вспомним, что Повелитель ответил накануне казни Хюррем на вопрос «можно ли доверять судьбу уважаемого человека неопытному юноше?"
А ответил он так: «Это еще что! Придет время, я ему судьбу Империи доверю…»
Мустафа прошел очень важный экзамен. Кто он такой, чтобы отнимать жизнь? Тем более когда нет никаких доказательств вины, кроме чьего-то подлого навета. Когда Айбиге стало известно, кто пустил эту клевету, она в ярости пришла к Хюррем за объяснением. Но эта ушлая лиса лишь возразила «Подумай сама, если бы это была я, зачем бы мне было тянуть до вашего отъезда?» Ну и аргумент! Да она потому и дождалась отъезда, чтобы это дело вышло в публичную плоскость, за пределы гарема, чтобы корабль Балибея под конвоем вернули назад, а его в самого, связанного бросили в темницу.
В итоге благородный Балибей чуть не погиб позорной смертью предателя и прелюбодея, Айбиге еще предстоит унизительное объяснение с отцом и всей крымской родней, а Мустафу чуть было не сделали убийцей невиновного. По мановению его руки это могло свершиться с поразительной легкостью, и никто бы и слова не сказал в упрек, а может быть, даже стали больше уважать. И уж точно бояться.
Но он прислушался к голосу сердца, а в этом сердце было место не только справедливости, но и милосердию.
Так что, с вашей точки зрения, совершил Мустафа – поступок или ошибку?
Уважаемые читатели! Написание такого рода статей требует времени и мотивации для автора в виде вашего одобрения - ваших лайков, подписки на канал и репостов. Так я понимаю, что мои статьи вам, действительно, нужны и интересны. Поэтому поддержите канал - и я постараюсь и дальше радовать (или наоборот, раздражать - кому что по вкусу) уважаемую публику! )))