ВВС что ни снимет, все равно Джейн Остин получится. Особенно это касается костюмированных исторических фильмов и сериалов. Не миновала сия участь и «Войну и мир» и из великого романа-эпопеи она превратилась в семейную сагу ярко выраженного матримониального уклона.
Все как у Джейн Остин: восторженные девушки на выданье ищут, под строгим присмотром маменек, мужей. Старшее поколение в это время больше занято материальной стороной брачных уз. Война же придает этому старому как мир сюжету бойкости, но не более того.
И никакой тебе философии, роли народа в истории, дуба, сравнения образов Наполеона и Суворова, неба Аустерлица. Разве что духовным исканиями Пьера отвели значительную часть экранного времени, но все равно как-то скомкали и похождениями Элен перебили.
Эх, не поняли британцы загадочности русской души! Все к британской практичности свели. Ну или отведенного под сериал экранного времени не хватило.
При этом хочется отметить очень даже неплохое попадание в образ княжны Марьи, которую играет ирландка Джесси Бакли. Эта больше певица, чем актриса явно всесторонне изучила игру нашей княжны Марьи — Антонины Шурановой и практически полностью скопировала ее роль.
Чего не скажешь о Джиме Бродбенте, исполнителе роли старого князя Болконского. Вместо грозного самодура у Бродмента получился все тот же профессор Гораций Слизнорт из «Гарри Поттера». Последний же не грозный самодур, а истеричная старая баба.
Роль Андрея Болконского британцы отдали этакому британскому британцу в кубе — Джеймсу Нортону. Парень, безусловно, красив и по-британски породист и прекрасно подходит на роль героя-любовника, но для роли князя Андрея слишком молод и слишком груб.
У Толстого князю Андрею уже за 30, вот его и настигает кризис среднего возраста. И пусть Нортону во время съемок тоже было чуть за 30, выглядит он слишком, для тех времен, молодо. Да и играет не князя, а именно героя-любовника, этакого напористого самца, а не утонченного аристократа.
Смерть князя Андрея британцы тоже как-то скомкали и получилось слишком уж все молниеносно: князь Андрей умер, да здравствует Пьер!
Что же касается Пьера и его духовно-душевных исканий, то и здесь все закончилось пшиком. Пьер после всех перипетий женился на Наташе и у них пошли дети. Все.
И пусть американец Пол Дано гораздо больше подходит по возрасту для роли Пьера, чем наш Фёдор Бондарчук, но именно из-за своей юности Дано не сумел показать весь тот грандиозный перелом личности Пьера, который произвели над ним война и плен.
Пьер американца просто обрел свое счастье в семейной жизни и из потерянного по жизни мальчика стал счастливым, но все тем же мальчиком.
Что же касается исполнительницы роли Наташи Ростовой, то Лили Джеймс сыграла то, что от нее и требовалось: юную девушку, которая ищет себе мужа, находит и успокаивается. Получилось очень по-британски и по-джейностиновски.
Впрочем, у Льва Николаевича маменька Наташи так о своей дочери и отзывается: Наташа просто искала себе мужа.
Ну и вишенка на торте британской экранизации — история Анатоля и Эллен Курагиных. Если кто-то не понял порочности их отношений после прочтения романа, то здесь все показано более чем явно и во всех подробностях.
Причину смерти Элен, которую Толстой описывает весьма смутно и иносказательно, британцы тоже показали во всех красочных подробностях.
Еще на канале по теме: