Найти тему
Путешествие в природу

Заповедные места России — 2019. Хакасия или Оренбуржье? Места силы и горы в степях

В этой части оренбургские степи откроются для нас с совершенно новой стороны.
Не заехать в Оренбург мы не могли. Да и повод был: нужны были газовые баллоны. Город понравился: аутентичный центр, немного машин. Нельзя проехать мимо стелы Европа-Азия на реке Урал. Сняли её с высоты, когда выезжали в сторону Соль-Илецка.

В сам город-курорт не поехали, вместо этого свернули к урочищу Боева гора, где расположено небольшое озеро, окруженное со всех сторон холмами. Кроме купающихся людей здесь был обнаружен некий лагерь: загон для скота, подобие стойбища кочевников. Оказалось, это декорации для съемок фильма "Сарматы", которые на тот момент должны были начаться через пару дней.

Местность эта интересна своим рельефом. на спутниковом снимке провал, образованный карстами, напоминает жерло потухшего вулкана.
У нас нет собственного спутника, зато есть квадрокоптер. С высоты местность выглядит так.

Впрочем, забравшись на холм, можно также разглядеть всю окрестность с лучшего ракурса.

Следующим природным объектом на нашем маршруте стал Букобайский Яр. В такое оренбуржье, полное неожиданных откровений, мы попали впервые. До этого мы ехали по идеально ровной степи, ничем не отличающейся от калмыцкой. Теперь же мы оказались в самой настоящей Хакасии! Это не уходящая за горизонт степь, а холм за холмом, по которым мы ехали по одной из грунтовок к яру.

Вы думали, только приполярный Урал или Якутия славятся своими столбами выветривания? Нет, в Оренбуржье есть не просто столбы, а целый речной берег. И это еще одно чудо этой области.
Причудливые округлые формы создала природа из выходов глины. И почему-то только в этом месте.

Огромные, не такие уж и хрупкие, глиняные "головы змей" нависают над крутым обрывом к ручью Букобай.

Неподалеку от яра, у села Михайловка, есть возвышенность, именуемая Змеиная Гора. Состоит она из белого песчаника, среди которого легко можно обнаружить останки древних морских животных. Их реально много, стоит только наклониться и непременно попадется несколько камней с отпечатками. Чтобы заехать на гору и ничего себе не оторвать, важны свесы автомобиля и наличие пониженной передачи. Джимни, покоритель горы, заехал без труда.

Ну и разумеется, отсюда открываются виды на оренбургские просторы и реку Бердянку, текущую у подножия горы.

Чтобы добраться до следующей точки, нужно преодолеть около 20 километров степной накатки. Мы едем на священное место — гору Алеутас. 20 километров погружения в степи, пыльная грунтовка, после дождя здесь бывает нелегко проехать. Сейчас же сухо, поэтому едем на заднем приводе довольно быстро, все дальше удаляясь от человеческого жилья.
И вот вдали показывается лес. Мираж в степи? Нет, это действительно два островка зеленых насаждений. Видимо, здесь есть подземные ключи или еще какая-то другая причина, иначе откуда в степи взяться ясеням, березам и прочим широколиственным деревьям.

В одной из рощ мы решаем встать на ночлег, тем более сегодня нужно было помыться, ведь через несколько дней в оренбургской области прогнозируют понижение температуры до +13 градусов.

После всех процедур и отдыха можно подъехать и к горе, она тут за рощей, в пятистах метрах. Над степью сгущаются синие сумерки, все ярче светит на небосклоне холодная луна. Двое теней выходят из яркого автомобиля и направляются к горе. Место это тоже уникальное, на площади в 120 кв.метров раскиданы огромные валуны. Такой величины, что на некоторых можно было бы без проблем разместить пару Джимни. А среди валунов однажды пробились ростки берез и выросли они из толщи камней крепкими и ветвистыми, несмотря на многие трудности.

Вдруг вдали вспыхивают странные огоньки. Как будто ориентир для заплутавшего в бескрайних степных просторах путника.
Смотрим в бинокль: оказывается, далеко в степи есть некий лагерь, огражденный забором. Похоже, что здесь добывают нефть или газ, излишек газа, выходящий на поверхность и дает тот огонь, похожий на огромный негаснущий костер.

Ловя каждое мгновение этой удивительной ночи, мы неподвижно сидим на гигантских валунах, впитывая энергию степей. Мы молчим, но не молчит окружающий мир: вся степь наполнена миллиардами звуков кузнечиков и цикад, наполнена так, что кажется, словно это поет воздух.
Мы возвращаемся к месту ночлега и еще долго сидим на улице, смотря на падающие звезды, загадывая желание снова и снова возвращаться в этот ночной рай.