Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ: лучшие подводники Великобритании (2) - Балтийское море

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Francis Newton Allan Cromie
Фрэнсис Ньютон Аллан Кроми (1882 – 1918) считается самым успешным британским подводником на Балтийском театре военных действий, награжденным набольшим среди всех англичан количеством российских боевых орденов.
Еще кадетом флота юный Фрэнсис получил боевой опыт при подавлении Боксерского восстания в Китае (1900 г). В 1903
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Francis Newton Allan Cromie

-2

Фрэнсис Ньютон Аллан Кроми (1882 – 1918) считается самым успешным британским подводником на Балтийском театре военных действий, награжденным набольшим среди всех англичан количеством российских боевых орденов.

Еще кадетом флота юный Фрэнсис получил боевой опыт при подавлении Боксерского восстания в Китае (1900 г). В 1903 году Кроми стал одним из первых подводников, добровольцем вступив в формирующийся подводный флот Великобритании. А уже в 1910 году 28-летний Фрэнсис стал командиром флотилии субмарин типа D . В 1915 Кроми назначили руководителем Балтийской флотилии британских подводных лодок, и Фрэнсис на субмарине Е-19 совершил прорыв через германский заслон в русский порт Ревель, где уже находились другие английские подлодки. За этот прорыв российский император Николай II наградил Кроми орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. А в октябре Фрэнсис был удостоен второй российской награды - ордена Св. Анны 3-й степени с мечами за то, что за один поход его Е-19 потопила сразу 5 немецких транспортов. Правда, уничтожение одного из них – парохода « Germania » - мягко говоря, было «не джентльменским». Спасаясь от преследования, «немец» вошел в нейтральные шведские воды; международные правила запрещали вести бои на нейтральной территории. Тем не менее, Кроми так же вошел в шведские воды, продолжив преследование транспорта; артиллерийским огнем он заставил поврежденное судно выброситься на мель, а затем высадил на пароход десант, который установил на транспорте подрывной заряд и взорвал « Germania ».

-3

Главным же успехом Кроми и его Е-19 на Балтике стало уничтожение германского легкого крейсера « Undine » 7 ноября 1915 года. Фрэнсис поразил находившийся в дозоре крейсер двумя торпедами, и « Undine » затонул за 10 минут. Победа над крейсером принесла Кроми высшую российскую боевую награду офицеров – орден Св. Георгия 4-й степени. Британское же правительство отметило этот успех моряка орденом «За выдающиеся заслуги» ( Distinguished Service Order, DSO).

Кроми руководил британской Балтийской флотилией вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Когда же пришедшие к власти большевики заключили перемирие с Германией, по которому они обязывались передать немцам британские подлодки, базировавшиеся на русские порты, Кроми отдал приказ своим подводникам взорвать субмарины. В 1918 году Кроми занимал пост британского военно-морского атташе в России, одновременно занимаясь разведывательной и подрывной деятельностью против большевиков, что и привело к попытке его ареста в августе 1918 г. При этом Кроми оказал сопротивление сотрудникам ВЧК, и в перестрелке был убит.

Общий счет Фрэнсиса Кроми как командира подводной лодки Е-19 составил: потоплеными крейсер « Undine » и 9 транспортов; еще 1 транспорт был захвачен и приведен в Ревель. Количество потопленных Кроми транспортов стало известно только благодаря российским документам – русские, в отличие от англичан, считали и транспортные суда важной целью…

Max Kennedy Horton

-4

Макса Кеннеди Хортона (1883 – 1951) по британским меркам можно было бы считать самым выдающимся подводным асом, превосходящим даже самого результативного подводника Великобритании Мартина Нэсмита. Ведь Хортон заявил о потоплении шести боевых кораблей и повреждении еще двух, что в глазах Адмиралтейства было более важным достижением, чем потопление «каких-то» 30 заполненных военными грузами транспортов. Правда, между «заявил» и «действительно потопил» иногда бывает большая разница…

Макс Хортон приступил к службе во флоте в 1898 году, став кадетом 15-летнем возрасте. В 1903 году он получил офицерское звание, а к началу 1-й мировой войны дослужился до должности командира подводной лодки. Уже в начале войны Макс первым среди британских подводников добился боевого успеха. На рассвете 13 сентября 1914 г в Гельголандском проливе управляемая Хортоном подлодка Е-9 из-под воды торпедировала охранявший немецкую военно-морскую базу крейсер « Hela », который затонул за 25 минут. Разъяренные немцы весь день преследовали Е-9 на миноносцах; лишь с наступлением темноты Е-9 удалось подняться на поверхность и зарядить практически полностью разрядившиеся аккумуляторы. Потопление « Hela » открыло счет побед британского подводного флота, что, естественно, вызвало восторг всей общественности Великобритании.

-5

Через три недели, 6 октября 1914 г, Макс Хортон добился нового успеха: его Е-9 потопила немецкий миноносец S -116. Возвращаясь на базу, Макс решил оповестить всех о своей новой победе, вывесив над рубкой «Веселого Роджера» - старинный пиратский черный флаг с нарисованным на нем белым черепом. Эту идею подхватили другие английские подводники, которые тоже стали поднимать при возвращении в базу «Веселого Роджера» в знак очередной победы. Так Хортон породил традицию, которая соблюдалась в Британском флоте и в годы 2-й мировой войны.

В том же октябре 1914 субмарина Е-9 вместе с Е-1 и Е-11 была отправлена Адмиралтейством на Балтику. Англичане по сведениям своей разведки считали, что германский флот регулярно проводит на Балтике учения и маневры, и надеялись при помощи своих подводных лодок «ударами с тыла» уменьшить численность немецких кораблей.

Прорвавшись через занятые немцами Датские проливы, Е-9 прибыла в Ревель, который стал русской базой для английских подводников (туда же пришла Е-1; Е-11 прорваться не удалось, и она вернулась в Англию, чтобы потом прославиться в Мраморном море). Максу Хортону было поручено возглавить этот небольшой британский Балтийский отряд.

-6

Англичане приступили к боевым рейдам по Балтике с января 1915 года; и уже в первом походе Хортон заявил о потоплении очередного немецкого миноносца. В июне и сентябре от него поступили заявки о потоплении еще двух миноносцев и повреждении третьего. Так же в июле Макс доложил о повреждении торпедой броненосного крейсера « Prinz Adalbert », а в сентябре – о потоплении броненосца типа «Deutschland». Правда, все эти заявки зафиксированы в российских документах; англичане же признали за Е-9 и Хортоном потопление в Балтийском море только одного миноносца. С чем связано такое разночтение, сказать трудно. Возможно, Хортон в боевом азарте выдавал союзникам желаемое за действительное (так сказать, «вешал лапшу на уши»), а своему начальству не рисковал отсылать неподтвержденные сведения. Пытаясь разобраться в этом вопросе, автор данной статьи прошелся по спискам погибших кораблей кайзеровского флота. Выяснилось, что в 1-ю мировую войну погиб только один броненосец типа «Deutschland»; но это произошло в 1916 году во время Ютландского сражения. Броненосный крейсер « Prinz Adalbert » действительно был поврежден на Балтике торпедой с подводной лодки 4 июля 1915 г. Что же касается трех якобы потопленных Е-9 миноносцев, то в указанные сроки атак немцы потеряли только 1 миноносец – V -25. И то, если учесть, что в российских документах в то время даты указывались по Юлианскому календарю, отстававшему от европейского Григорианского на 12 дней. Но то, что V -25 был потерян немцами именно на Балтике, не подложит сомнению.

Осенью 1915 в Ревель прорвались еще несколько английских подводных лодок, в том числе Е-19, которой командовал Фрэнсис Кроми. Кроми имел более высокое звание, поэтому он был назначен руководителем разросшейся британской Балтийской флотилии. Хортон же был отозван в Англию (его Е-9 осталась в Ревеле под другим командованием). Заканчивал Макс войну на Северном море; побед он больше не имел.

С учетом послевоенных документальных подтверждений реальный счет побед Макса Хортона видимо выглядит следующим образом. Потоплены: 1 крейсер, 3 миноносца и 6 транспортных судов; поврежден 1 броненосный крейсер и, возможно, еще один миноносец. Так как русские, в отличие от британцев, высоко ценили уничтожение транспортов с военными грузами (а так же верили «байкам» Хортона о победах над боевыми кораблями), Макс за время 1-й мировой войны получил российских наград больше, чем английских. Британское руководство наградило своего подводника двумя орденами «За выдающиеся заслуги» ( DSO ); российское же правительство удостоило Хортона орденов Св. Анны 2 степени и Св. Владимира 4 степени; а за повреждение броненосного крейсера « Prinz Adalbert » англичанин получил высшую военную офицерскую награду России – орден Св. Георгия 4 степени.

Подводный флот Великобритании в 1-й мировой войне

1МВ: лучшие подводники Великобритании ( 1 ) – Дарданеллы

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…