Найти в Дзене

Цифровая трансформация vs Автоматизация

Оглавление

Предлагаю сегодня разобрать на конкретном примере чем отличается “цифровизация” от “автоматизации”. Да тема сложная и грань очень нечеткая, но мы попробуем разобраться. ИТ-технологии развиваются семимильными шагами, а информационное пространство накачивается модными словами “Индустрия 4.0”, BigData, AI, IoT, AR/VR и так далее. При этом может сложиться обманчивое впечатление, что программные продукты на этих технологиях олицетворяют цифровизацию, и стоит лишь купить их и ваша компания трансформировалась. Это не так. Если не осознать, что в словосочетании “цифровая трансформация” главное слово “трансформация”, а “цифровая” лишь инструмент, вы пойдете ложным путем и в лучшем случае получите отчет от ИТ-директора о том, сколько % ФОТа было сэкономлено благодаря автоматизации определенной рутинной операции. Трансформация же про качественные изменения бизнес-процессов, которые меняют саму работу подразделения или даже самого предприятия. Причем эти изменения как ощущаются самими сотрудниками в повседневной работе, так и влияют на производимый компанией продукт, создавая в конечном счете добавленную стоимость.

Пример автоматизации вместо цифровой трансформации

А теперь пример, как обещал. Представим стандартный процесс операционного контроля инженера технадзора. Выезды на строительную площадку, обходы, фотографирование нарушений, подготовка для печати и отправки заказчики и подрядчику различных документов: отчетов, уведомлений, предписаний. Далее отслеживание какие из нарушений закрыты, какие нет, коммуницирую при этом с участниками строительства по телефону, в мессенджерах и по email. Если провести аудит с точки зрения цифровизации и автоматизации, мы увидим много возможностей для улучшения процесса. Главное, что бросается в глаза это отсутствие единого информационного пространства, отсутствие цифровых следов в работе инженера и других участников, отсутствие стандартизации в работе с информацией по нарушениям. В совокупности эти факторы не дают возможности провести анализ деятельности инженеров, поскольку нет единого источника достоверной информации по вопросам качества.

Данную проблему может решить внедрение специализированного софта, главный принцип которого мобильное приложение на смартфоне для фиксации нарушений, находясь непосредственно на строительной площадке, а также единая база нарушений для всех участников, а также портал по качеству в браузере. К такому выводу приходит руководитель профильного подразделения компании после посещения конференций, бомбардировки контекстной рекламой и т.д. Анализируется рынок, выбирается конкретный продукт, закупаются лицензии. Руководитель подразделения назначает ответственного за внедрение программы, программу начинают использовать инженеры. Проходит несколько месяцев, руководитель отвлекся от вопроса внедрения программы на операционные вопросы, просит помочь ему войти в программу, чтобы посмотреть, как идет работа. И видит… А видит он, в лучшем случае, официальные предписания по сверхсущественным нарушениям, а вот спорные вопросы с подрядчиками, к которым его подключают, он не может найти. Начинает разбираться как используются программа и выясняет, что инженеры работают “по старинке”. А именно - мобильное приложение на смартфоне не используется в принципе. Инженеры фотографируют нарушения, делают пометки в личном блокноте, а потом, по приходу в офис, на компьютере открывают веб-сайт и мышкой в браузере создают замечание. Т.е., по сути, вся “цифровизация” свелась к единому реестру предписаний, доступному в браузере. Занавес!

Источник: https://pikabu.ru/story/_7981132
Источник: https://pikabu.ru/story/_7981132

Правильный путь - что нужно делать

Описанный мной случай - это далеко не худший исход. Это хоть какая-то автоматизация, первый шаг на пути к цифровизации. Очень часто же бывает, что все заканчивается на этапе приобретения лицензий - программой просто не начинают пользоваться, ссылаясь на “сырость”, “неудобность” и прочие вещи. Когда же профессионально занимаешься цифровой трансформацией, становится очевидно, что причина не в софте, а в самом процессе внедрения ИТ-продукта и проведения изменения в бизнес-процессах. От компании к компании, от внедрения к внедрению сталкиваешься с одними и теми же возражениями и препятствиями. Поэтому первым делом нужно донести до людей цели внедрения программы в их работу и в работу компании в целом, последствия внедрения, что никто не собирается их увольнять, уменьшать зарплату и вообще последствия будут только позитивные. После этого все претензии к функционалу программы переформулируются в запросы “подскажите, как я в программе могу сделать то-то и то-то”.

Поэтому мы раз за разом на самых первых этапах общения с клиентом объясняем, что только благодаря цифровой трансформации можно получить ожидаемый ощутимый эффект. Рассказываем, что для этого нужно, какая вовлеченность руководства требуется, какие шаги и в какой последовательности нужно сделать. Предлагаем свои услуг по профессиональному сопровождению данного процесса. Простое же приобретение лицензий, к сожалению, не работает - либо программой не будут пользоваться, либо пользоваться так как показано на анимированном фото.