Эта статья входит в цикл публикаций о боксерском восстании и конфликте цинского Китая с западными державами и Россией
Летом 1900 года Российская Империя сперва де-факто, а потом и де-юре оказалась в состоянии войны с Китаем.
В глухом дальневосточном углу империи, во внезапно прифронтовом Благовещенске вовсю ползли слухи о десанте китайцев, якобы назначенном на 15 июля (здесь и далее все даты по новому стилю).
Слухи, конечно, можно и нужно было пресечь, но бестолковые и нервные действия местных властей, возглавляемых военным губернатором генерал-лейтенантом Грибским, лишь подливали масла в огонь.
"Не было ничего легче, чем взять город в этот момент даже небольшой части маньчжур", - констатировал участник событий.
Для начала были предприняты судорожные и неэффективные попытки сформировать ополчение. Под ружье были поставлены как горожане, так и жители окрестных сел. Впрочем, выражение «под ружье» тут не очень уместно, ибо как раз оружия-то ополченцам и не выдали. На складах нашлось некоторое количество старых берданок, но их мало кому хватило. Отчасти выручили торговцы оружием, безвозмездно передавшие городу свои запасы винтовок и патронов.
Улицы Благовещенска заполонили толпы озлобленных подвыпивших призывников, оторванных от хозяйств во время летней страды, не получивших оружия, не организованных и, фактически, никому не нужных. Свою злобу конскрипты вымещали на молчаливых испуганных китайцах, в которых повсеместно подозревали, говоря современным языком, "пятую колонну". Судачили о тайных приготовлениях китайской диаспоры, о том, что «ваньки» готовят резню, что кто-то видел у них оружие.
Назревал погром. В тот момент предотвратить его могли решительные действия властей, но они повели себя, мягко говоря, пассивно.
Погром
Меж тем, к вечеру первого дня бомбардировки (14 июля) начались убийства. "По словам компетентных людей, сами полицейские советовали убивать китайцев, так как боялись, что те могут ночью поджечь город," – писал очевидец событий по фамилии Сонин, статью которого в 1902 г. опубликовал журнал «Заря». Горожане громили китайские районы, выгоняли хозяев, отбирали найденное оружие (которого, впрочем, почти не было). К вечеру китайское население либо попряталось, либо – в большинстве – бежало за город, собираясь под стенами местного острога.
Надо сказать, что генерал Грибский оказался весьма посредственным управленцем, и кресло под ним шаталось. 15 июля он получил от военного министра А.Н. Куропаткина весьма жесткое послание:
Надеюсь, что по сборе необходимых сил и средств вы проявите со всеми вверенными вам чинами огромную энергию к полному поражению китайцев. Этим вы изгладите тяжелое и невыгодное для вас впечатление, результат незнакомства вашего с тем, что происходит на другом берегу Амура, против Благовещенска.
Преступление
Видимо, это послание и заставило Грибского принять роковое решение. То ли осознавая, что он не в состоянии сдержать стихийные расправы, то ли опасаясь «пятой колонны», 15 июля генерал приказал депортировать всех китайцев, общее число которых он оценивал в 800 человек, на сопредельную территорию. Полиции были даны соответствующие инструкции, но в самом общем виде, без деталей, причем переправу предписано было совершить у поселка Верхнеблаговещенского, в семи верстах от города.
В тот же день силами полиции и добровольцев из числа горожан и казаков были устроены облавы, сопровождавшиеся массовыми грабежами, избиениями и убийствами. Никаких попыток оказать сопротивление со стороны китайцев не было.
16 июля полицмейстер Батаревич распорядился начать депортацию. Во исполнение этого указания председатель Амурского войскового управления полковник Карпенко-Волковинский отдал приказ подъесаулу Плотникову отправиться в Верхнеблаговещенский «для наблюдения за порядком при переправе», а поселковому атаману «проследить, чтобы ни один китаец не оставался на нашей стороне».
Первая партия переправляемых насчитывала от трех до шести тысяч человек (скорее все же три, чем шесть) – никто не потрудился их даже посчитать. Не оказывая ни малейшего сопротивления, они шли под конвоем 80 ополченцев, вооруженных топорами (ружей, напомню, не было), троих солдат и двух казаков, а также множества местных «добровольных помощников», частью вооруженных.
Еще по дороге к месту переправы некоторых китайцев ограбили, а отстававших Плотников приказал рубить топорами, что и было с охотой исполнено. Трупы убитых немедленно обчищались. Волна грабежей прокатилась в тот день и по оставленным китайцами домам – а среди выселенных были весьма зажиточные люди.
Наконец, колонна добралась до назначенного места переправы. Амур здесь довольно широк, не менее 200 метров, имеет глубину до 4 метров, и весьма бурное течение. Поселковый атаман Писарев наотрез отказался давать хотя бы какие-то лодки, «из опасения, что на них с правого берега может переправиться неприятель».
Плотников приказал китайцам переправляться вплавь, придав своим словам убедительности нагайкой. Несколько мужчин помоложе и покрепче попытались плыть, но почти сразу утонули в бурных амурских волнах.
Другие, видя это, приостановились. Тогда их стали подгонять нагайками, стрелять по мечущимся людям из ружей, рубить шашками и топорами; в стрельбе принял участие и казачий разъезд. Спустя полчаса все было кончено: лишь нескольким десяткам китайцев удалось перебороть стремительное течение и оказаться на правом берегу. Остальные погибли. Конвойные единственный раз проявили сострадание к избиваемым: некий Яков Иевлев с разрешения начальника спас из воды раненого 10-летнего мальчика и доставил в управление амурского воинского начальника, по указанию которого ребенок, потерявший в тот день мать, был помещен в лазарет.
В тот же день была отправлена вторая партия китайцев (84 человека) , которая тоже почти вся погибла при переправе. 18 и 20 июля были высланы еще две партии (170 и 66 чел.) ; из первой переправились человек двадцать, а из второй большая часть доплыла до противоположного берега. 21 июля жители станицы Поярковской бессудно убили 85 китайцев. Чуть позже был ликвидирован Маньчжурский клин — район за Зеей, где в нескольких поселках жили почти 8 тысяч китайцев. Правда, почти все они успели убежать в Китай.
Последствия
Не было никакой возможности скрыть происшедшее. Во-первых, экзекуторов было слишком много, и в результате буквально весь город был в курсе дел. Во-вторых, участвовавшие в расправах военные чиновники по всей форме отчитались перед начальством, их рапорта сохранились в архивах. В-третьих, материальные следы преступления в виде трупов несколько дней плыли по реке.
Офицер А.В.Верещагин, оказавшийся спустя три недели после этих событий в районе Благовещенска, писал позже в журнале «Вестник Европы»: «и тогда трупы сотнями плыли по реке и скапливались на отмелях».
Грибский, ставший вольным или невольным инициатором избиения, немедленно умыл руки. 21 июля он издал постановление, в котором бойня была представлена инициативой неких «лихих людей».
Следствие и суд
В 1900 г., по представлению военного министра последовало Высочайшее повеление о расследовании этого дела в административном порядке (уголовное дело решили сразу же закрыть). На основании произведенного следствия в 1902 г. было вынесено следующее решение:
- Военного губернатора и командующего войсками области генерал-лейтенанта Грибского отчислить от должности, прикомандировав его на год в распоряжение начальника Главного штаба;
- Председателя Амурского войскового управления, полковника Волковинского уволить без прошения от службы и подвергнуть аресту на гауптвахте в течение трех месяцев.
- Полицмейстера титулярного советника Батаревича удалить от должности;
- Помощника пристава губернского секретаря Шабанова считать уволенным от службы и подвергнуть аресту на гауптвахте в течение двух месяцев.
- Подъесаула Плотникова подвергнуть аресту на один месяц на гауптвахте.
- Нижних чинов и прочих от ответственности освободить.
(Дело 4-го отделения Главного военно-судебного управления № 37 за 1902 г).
Фактически, фигуранты отделались испугом. Поговаривают, что этим они обязаны приамурскому генерал-губернатору Гродекову, горой вставшему за своего сослуживца Грибского.
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.