Часть первая
Место действия: Башкирия, река Нугуш, начало мая 2018 г.
Сейчас, оглядываясь назад, я думаю: «Как человек в здравом уме может решаться на такие авантюры?» Парадокс заключается в том, что такие приключения затягивают тебя как наркотик и хочется без оглядки пускаться в них снова и снова.
Никогда не была на сплавах, но друзья - заядлые сплавщики - втянули меня в эту историю.
Хотя один «сплав» со мной все-таки приключился в детстве. В деревне с соседской девочкой мы угнали плот у мальчишек. Решив прокатиться вдоль берега, мы забрались на него и отправились в путь. Так как о веслах никто не подумал, течение отнесло нас в центр озера. И вот, качаемся мы на нескольких сколоченных досках посреди водной глади, что делать не знаем, и в тот момент я понимаю, что мне становится страшно. Моя подружка героически прыгает в воду и, барахтаясь изо всех сил ногами, толкает наше плавсредство к берегу.
Сидя в автобусе с голосящими всю дорогу песни друзьями, я понимала, что вся моя надежда на выживание посреди бурной реки была тоже только на них. Глядя на их подвыпившие лица, червяк сомнения в их возможности сберечь мое тело от погибели, все-таки тихонечко грыз меня.
Раз я пишу вам этот рассказ, уцелеть мне все-таки удалось. Но это было непросто.
День первый. Спуск на воду: как я постигала премудрости рафтинга
После бессонной ночи с квадратной головой мы прибыли к деревушке, где нам предстояло встать на воду.
Команда начала суетиться, разгрузив все наше барахло, кто-то кашеварил на костре, мальчишки начали собирать каты. Я была немного иждивенцем на этой арене бурной активности, потому что не умела ничего. Потыкавшись со своей помощью там-сям, я смылась на ближайшую горку, села там не бревнышко и сверху лицезрела все масштабы сего действия.
Все бегали и что-то делали, а я, вдыхая необыкновенный воздух, наслаждалась видом на скальники. По почти отвесной стене горы удивительным образом передвигались козы-аборигены. Видимо они знают какой-то скалолазный секрет, подумала я. Эти козы были здесь в своей стихии, чего нельзя было сказать про меня.
- Привязывай свой гермомешок и садись на него, - сказал Сережа. - Плохо привяжешь - окажешься в воде.
Я посмотрела на эту холодную весеннюю буро-коричневую воду, мысленно содрогнулась и усердно принялась вязать узлы. Еще побольше узлов, еще, еще… Из этого процесса меня вырвал голос: «Поехали!»
Водрузившись на свои «троны», именуемые еще «поросятами», мы отчалили.
В тот год весеннее течение Нугуша было особенно сильным. Бурная река подхватила нас и понесла прочь от цивилизации, навстречу чему-то дикому и неизведанному.
«Боже, во что я вляпалась», - мысленно обращалась я ко всем святым, пытаясь вспомнить какую-нибудь молитву, но в голове пульсировало только одно крепкое словечко. Видимо моя защитная реакция блокировала этим словом весь остальной мыслепоток. "Хорошо, что этого не видит моя мама".
"Если я тут сгину, - успокаивала я себя, - то это будет в живописнейшем окружающем меня пространстве".
Красота природы была нереальной. Контраст камней и мхов, покрывающих их. Отвесные скалы, сбежавшие из фильмов про времена Ермака. Деревья и растения, волшебным образом цеплявшиеся своими корешками за окаменелую твердь. Удивительные звуки природы. Мощь воды, этой неудержимой стихии. Все это вытеснило мой страх. Я, подпрыгивая от волн на своем мешке, жадно впитывала все эти энергии и впечатления.
Листайте галерею
- Был год, когда на Нугуше мы тащили каты на себе, - рассказывал наш спутник. Глядя на эту высокую воду, в такое не верилось. Первый порог добавил адреналина в кровь и понеслось. Народ орал незнакомыми для меня наборами букв.
- Осторожно расческа!
- Левый - греби, греби! Право - табань!
В каком-то бешеном кипише мы то гребли, то отклонялись от веток, то выворачивали в нужный поток. Все что-то кричали. Нецензурные слова видимо были частью этого ритуала, усиливая собой доходчивость команд, поэтому без них было не обойтись. Они сыпались вперемешку с незнакомыми для меня терминами, впрочем, не сильно отличавшихся от этих «сильных» словечек. «Шивера» - я обозвала ее «Шаверма» - куча хаотично расположенных подводных и надводных камешков. «Шкуродер» - с камнями повыше. «Прижим» – это когда тебя несет потоком и вот - вот размажет по стенке горы.
Наоравшись вдоволь, в отрезки передышек мы хватались за гитару, сало с черным хлебушком и горячительные напитки. Встречая отряды товарищей, мы состыковывали наши судна и угощали друг друга всякими яствами, чокались и плыли дальше.
Движение на этой буйной реке в те праздничные деньки было как на первомайской демонстрации по проспекту Ленина. На этой речной дороге мы приветствовали команды из множества городов нашей необъятной родины. Размахивая своими флагами, шли на своих катах уфимцы, пермяки, ижевчане, москвичи, челябинцы….
Я даже подумала: «Там, в городах, вообще кто-то остался или все сбежали сюда в эту глухомань?» Природа же на фоне этого множества людей выглядела не такой уж и дикой.
Коварный план зрел в головах наших товарищей. Они замыслил искупать нас с мужем в воде - посвятить, так сказать, нас в настоящие сплавщики. Мы криво вошли в один из порогов и нас хорошенько накрыло волной. Моему супругу, сидевшему впереди, досталась изрядная порция ледяной воды. Костеря их за это злодеяние, мы причалили к берегу, чтобы переодеться. День выдался холодным, набежали тучи и плыть мокрыми было небезопасно для здоровья.
К вечеру продрогшие от капающей сырости сверху и снизу, мы встали на стоянку. Кто-то позаботился о туристах и обустроил стоянки беседками и деревянными туалетами. Они приятно пахли свежими досками. Моросил дождь, поэтому крыша над головой нам показалась чудом Господним. Спасибо этим людям за сооруженные укрытия.
Суровый характер местной природы - это еще не самое страшное на сплаве. Неприятной для меня стала необходимость туда-сюда складывать вещи. Глядя на узлы, которые я так старательно накручивала, я поняла, что нужно было предусмотрительно подумать о том, как будешь их развязывать. Необходимо было ставить палатку, докопаться до необходимых вещей в недрах необъятного мешка. А на следующий день все упаковать, закрепить на катамаран и так, по кругу, каждый день.
День второй. Вот бы выжить, или близкое знакомство со стихией
Утром мы снова двинулись в путь. Как же я обрадовалась вечером, когда оказалось, что мы перевыполнили план и проплыли двойную норму маршрута. Нам позволено будет простоять на одном месте два дня!
- Ура! Два дня не нужно будет вытряхивать свои рюкзаки и перекладывать вещи. Можно будет просто наслаждаться природой. А наслаждаться было чем.
Но до этого с нами приключилось еще несколько событий.
После несколько дней без связи в голову начинают проникать страшные мысли. А вдруг там, в остальном мире, наступил какой-нибудь апокалипсис, а мы тут не в курсе. Поэтому, когда мы приплыли к кордону, где имелась спутниковая связь, я готова была отдать любые деньги, только чтоб связаться со своими родными.
По дороге мы наблюдали висячие на деревьях колоды для пчел. Говорят, местные мишки тоже любят из них угоститься. Но в этот раз лакомство досталось нам. На опорном пункте мы купили бортовой мед, очень хороший. Будете в тех местах, обязательно купите.
В этот день мы повстречали другой весёлый кат, с которым поплыли в связке, хором распевая песни и угощаясь чаем, а кто-то и жидкостью покрепче. Мы расслабились и вовремя не заметили опасность.
- Отцепляй!- во все горло закричали мужчины. Но было уже поздно. Второй экипаж благополучно обошел угрозу. Нас же необратимо несло прямо на огромный валун посреди реки, образующий «бочку». Одним боком катамаран наскочил на булыжник, накренился и как в застывшем кадре кино я увидела, как моя подруга Таня взлетает, чтобы рухнуть за борт, рука моего мужа ловит ее воздухе и возвращает на место. Каким-то чудом мы не перевернулись, Таня не упала и нас всех не поглотила водная бездна.
Выдохнув, ошарашенные, мы молчали некоторое время, приходя в себя. Позже я осознала наш авантюризм и безрассудство. Все могло закончится не очень радостно. Но видимо таких балбесов, как мы, ангелы-стахановцы хранят особенно усиленно, поэтому мы, живехонькие и счастливые, приплыли к вечеру на место днёвки.
День третий. Наслаждение и релакс
По пути я видела таблички, извещающие о том, что здесь живет медведь. "Для чьей защиты они тут стоят?"- засомневалась я. Бедные Потапычи, наверное, сбежали все в глубину леса, чтобы ненароком не столкнуться с этими странными людьми.
В том, что человек - самый опасный хищник на этой планете, я убеждалась много раз. Наверное, чтоб до конца погрузиться в первобытные инстинкты, мужчины из нашей команды купили живого барана в деревне. Которого намеревались съесть. Мне было его очень жаль. В голове крутилась мысль - устроить диверсию ночью и отпусти его на волю. Естественно мнение мое никого не интересовало, и на длинной стоянке он был убит и пожарен. Я, помня его глаза, не смогла взять в рот ни кусочка.
Поутру мне протянули кружку с белой водичкой. Березовый сок! Эта сладковатая жидкость была настолько вкусной и наполняющей тело живительной энергией, что я могла пить ее безостановочно. Вот что действительно было необходим моему телу. Как же я благодарна этому человеку из нашей команды, что собирал для нас этот эликсир жизни!
Суровая среда, физические нагрузки требуют затрат калорий, и мясо по логике было актуальным питанием в таких условиях. Но я как-то на автомате наполнялась этой весенней энергией и еды мне требовалось совсем мало.
Выспавшись, мы собрались подняться на местные скалы. Они носят красивое название Пятилистник. Здесь река огибает горные выступы пять раз в виде пятерни. На одном из «пальцев» располагалась наша двухдневная стоянка.
Ребята из нашего отряда рассказали, как в прошлое посещение Пятилистника они получили изрядную порцию экстрима, заблудившись на этих уступах. Без теплых вещей с одним шоколадным батончиком на всех им пришлось заночевать в лесу.
Нам повезло, наша встреча с этими каменными великанами оказалась сказочно прекрасной. Великолепие вида, открывающегося с них, захватывает дух и наполняет божественной красотой. Когда сверху смотришь на изгибы реки, кажется, что это вены, по которым течет кровь нашей планеты. Созерцание живописной картины нарушали только мои мысли о клещах.
Увидела несколько этих тварей на моих товарищах, и они стали мерещиться мне повсюду. Не убиваю даже пауков в доме, просто ловлю и выкидываю их в окно. Но эти кровопийцы в моей системе ценностей не нашли себе оправдания.
Какой роскошью мне показалась походная баня. Смыть с себя фантомные следы этих мерзких насекомых, понежиться в теплом пару - это ли не блаженство. Поистине счастье в маленьких радостях.
Вечером я убежала ото всех. На берегу села в свое шикарное раскладное кресло, чужеродно смотрящееся здесь в этом первородном уголке земли, и стала наслаждаться энергией текущей воды. Она смывает с тебя все ненужное, очищая и унося с собой.
Если сидеть тихо-тихо, незаметно для окружающего пространства, можно прикоснуться к нему ближе. Здесь своим чередом шла своя жизнь. Ныряла за рыбой кряква. В камышах шебуршилась какая-то живность. А вот и колючий ежик вышел на свою охоту. Решив, что так я дождусь и хозяина леса - косолапого Мишу, я вернулась к палаткам.
В мое отсутствие в лагере приключилось очередное происшествие. Один молодой человек рубанул себе по руке топором. Вся толпа пыталась его спасти. Я с ужасом думал, а вдруг он истечет тут кровью, а мы даже не можем вызвать спасателей. Но все обошлось и утром бодрячком, с перевязанной кистью он уже бегал и травил байки. Всё-таки трудности нам даются по силам.
Что еще ждало нас впереди, я тогда еще не подозревала.
Продолжение читайте здесь>>>
Если вам понравился рассказ, поставьте лайк))
ПОДПИШИТЕСЬ на мой канал в Яндекс Дзен
Читайте также:
- Иремель – источник животворящей силы
- Тайны усадьбы Василёво
- Чудеса Синь-камня. И наша тяга к языческим корням
- Молёбка. Общение с "зоной"
- Аркаим - праздник безумия или место силы?
- Мистические события, приключившиеся на Таганае