С феноменом «белого пальто», т.е. трансляторами идеально-правильных заявлений все знакомы. Это они без всяких просьб со стороны собеседника расскажут, что замуж надо выходить за людей без недостатков и по взаимной любви, детей воспитывать, не нанося им душевных травм и развивая правильную мотивацию, в ближнем круге держать людей позитивных, питаться ЗОЖно, откладывать 20% дохода ежемесячно, работать творчески и жить в гармонии с мирозданием.
Откуда же берутся такие праведники в несовершенном мире? Многие считают, что «белые пальто» тупо самоутверждаются за счет остальных и выдают желаемое за действительное. Бывает и так, конечно. Еще находятся любители сначала опрокинуть на публику бочку с нечистотами, а затем явится перед всеми в своих незапятнанных одеждах. Встречаются и обитатели хрустальных башен, искренне не понимающие, зачем изыскивать деньги на макарошки, если полезнее питаться паровым лососем с брокколи.
Но и тех, и других, и третьих – меньшинство! Вот как ни странно.
А кто же тогда в большинстве? В большинстве – слишком хорошие ученицы, которых сумели с детства приучить к самоценности «правильного» ответа. Который может вообще не иметь отношения к действительности, но обеспечивает благосклонность тех, в чьей воле и наказать, и похвалить. Главное – за любой "неправильный" ответ должно быть стыдно! Стыд как острое чувство вины за свою "неправильность", за которой может последовать отвержение. Это для должным образом выдрессированных учениц больнее плетки.
У психологов есть термин "выученная беспомощность". Это когда особь под воздействием отрицательной мотивации перестает совершать некие действия к своей пользе и продолжает так поступать даже тогда, когда воздействие ушло. Например, при попытке открыть дверцу клетки зверя бьет током. Через год ток отключат, но к дверце он не подойдет. Да еще и детей, сокамерников и прочее окружение будет учить безопасному поведению.
Так вот, наши белопальтовые отличницы с готовыми правильно-бредовыми ответами на все вопросы – это как раз люди с целенаправленно сформированной в детстве выученной беспомощностью. Создаются такие характеры только одним методом: страхом и запертой клеткой. Страхом отвержения внутри клетки и невозможностью выйти за ее пределы. Не важно, страх это перед тоталитарной государственной машиной, перед всевластием учителя или диктатом грозной тетушки. Главное – закрепить рефлекс.
Зачем их такими сделали? Для удобства управления, разумеется. Потом послушные ученицы уйдут из школы, но их поведение мало изменится. Даже став взрослыми и получив ресурсы для самостоятельной жизни они не рискнут взаимодействовать с реальностью. Ведь это опасно!
Чтобы это понять, не обязательно изучать психологию, достаточно почитать хорошую художественную литературу.
Королева английского детектива Агата Кристи писала также «женские» романы, обычно под псевдонимом Мэри Вестмакотт. Очень приятные, с интересной интригой, хорошо прописанными разнообразными характерами. Но если прочитать несколько вещей подряд, то замечаешь – при всем разнообразии сюжетов везде красной нитью проходят однотипные персонажи, вот эти самые дамы в «белых пальто».
Это они говорят сладкие речи о "дорогих супругах", "святой материнской любви" и "невинных детках", считают главной задачей школьного комитета выбор рисунка портьер, поддерживают патриотическими речами "наших храбрых воинов" в госпиталях и спрашивают: вы, разумеется, мечтаете поскорее вновь оказаться на передовой? – Да, мэм!
При этом они вовсе не дуры … и даже не то чтобы осознанные лицемерки. Там, где им не успели внушить правильные ответы, они ведут себя очень здраво и цинично. Не станут жить в родовом имении незабвенного супруга (где протекает крыша и плоха канализация), а переедут в уютный домик. Жестко заставят мужа заняться деятельностью, приносящей гарантированный доход. Выдадут дочь замуж за нужного человека. Но вот чего они не могут – это честно признаться самим себе в расхождениях между праведной риторикой и действительностью.
Реальность для них страшна, потому что признать ее – это не просто разрушить привычный мир, но и принять на себя всю ту боль, которой они избегали своей выученной беспомощностью. Боль никуда не делась, она здесь. И принять ее придется не понемногу, постепенно приноравливаясь, а всю разом. Как это произошло с героиней "Пропавшей весной" (есть другие варианты перевода названия).
Умная, деятельная, уже прожившая большую часть жизни женщина волей обстоятельств на неделю зависает в ситуации полного безделья – и измученное праздностью сознание взламывает барьеры. Но признать лживость "правильных" ответов – значит признать свое полное жизненное поражение. Признать, что никогда не была любима, что не понимала собственных детей и своими руками портила им жизнь, что мало кто ценит твои деловые качества, что нет друзей. Что ты совершенно одинока в этом мире и вот погибни сейчас – не особо и плакать будут.
Очень больно. Невыносимо. Убийственно. Проще опять вкатить привычную дозу заморозки и вернуться в привычную роль отличницы, выучившей правильные ответы. Вдруг опять поставят пятерку, а накажут тех, кто не выучил урока?
Не надо ее расстраивать. Пусть остается счастливой и спокойной в том сияющем, надежном мире, который она создала для себя.
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .