Пожелтевшая коробочка, похожая на бинокль, пылилась на антресолях давно. Интерес к 3D-чуду техники - стереоскопу, конечно был. Не было главного - слайдов. Так и жили с сестрой в ожидании, когда родня из Ростова вожделенные слайды вернет. Аппарат- то есть, остальное - дело времени.
В конце 90-х стереокарточки вернули. Только стереоскоп уже не манил. Появились приставка "Денди", электроника "Ну, погоди!" и вообще, звали джунгли!
А в 1960-70-х стереоскопическое кино крутили почти в каждой советской семье.
Благодарить за стереоскоп нужно англичан. В 1829 году учитель математики из Эдинбурга Эллиот придумал интересную штуку: рассматривать трехмерные картинки, через щель в 18 дюймовой коробке - стереоскопе.
За тридцать с лишним лет другие "кулибины" доработали его изобретение. На смену щели для просмотра картинок пришли призматические линзы-окуляры. Прибор стал портативным. Да и сами картинки канули в прошлое - изобрели фотографию.
"Ни одной гостиной без стереоскопа!" - лозунг популярной в 1860-х годах XIX века London Stereoscopic Company. В России только отменили крепостное право, а простые англичане уже вовсю любовались видами уголков земного шара и полуобнаженными дамами через призматические окуляры стереоскопов.
С приходом большого кино интерес к "маленькому кино" стереоскопов угас. Вторая волна случилась в конце 1930 гг. в США. К шестидесятым накрыла и СССР.
Первые стереоскопы в СССР производил Ленинградский оптико-механический завод, они так и назывались "Ленинград" + номер модели.
Мой стереоскоп "Лениград" - 2- улучшенная версия первого. Есть колесико фокусировки - каждый накрутит, как ему надо. Слайды можно мотать не только вверх, но и возвращаться к понравившимся. Рычажки для этого дела- по бокам. У первого были у переносицы.
В наличии четыре стереокарточки, "по ГОСТу" должно быть пять. На каждой восемь фото пар. И название мест.
Более чем за полвека старичок-стереоскоп не развалился. Только расшатались окуляры да отпали нашлепки на рычагах переключения. Главная печаль: черно-белые фото стали свекольного цвета. Загадка.
Но что это в сравнении с возможностью прогуляться по Петербургу 60-х!
Вставляешь карточку и погружаешься в другой мир. Приятный и человечный. Силуэты простые, позы естественные. Уставшие от жеманства и агрессии рецепторы отдыхают.
Петровская набережная, на лавочке беседуют две дамы. На дамах пиджаки широкого кроя, волосы убраны просто, юбки интеллигентной длины. Та, что к нам спиной, в сердцах приложила руку к лицу, приятельница задумчиво ее слушает. Поодаль мальчишка на велосипеде. Светит солнце. И кажется- вот-вот запоет Николай Рыбников.
Группа туристов спешит к Аничкову мосту. А может, и не туристы вовсе, а петербуржцы? Справа, наперерез толпе - мужчина с тубусом под мышкой. Он сосредоточено смотрит под ноги. Это петербуржец, ему на службу.
А у Гостиного двора безлюдно. Ночь. Следы на снегу. Деревья застыли оловянными солдатиками. Вдали маячит видная здесь отовсюду башня Гродской думы, похожая на кораблик.
На Площади Восстания гуляют мама с малышом. Коричневое пальто женщины застегнуто наглухо, на ногах боты. Опустив голову, она смотрит на сына. Короткие волосы, упавшие на лицо, мешают нам разглядеть ее черты. Малыш, сидящий в подобии повозки и велосипеда напротив, смотрит прямо на нас.
А мимо Казанского собора плывут круглые автобусы, и совсем не видно машин.
Интересно прогуляться по Петербургу 60-х. Особенно, когда есть с чем сравнить. Спасибо!
Подписывайтесь на мой канал. Буду рада новым дзен-друзьям!