Найти тему

СЕРЫЕ СОВЕТСКИЕ БУДНИ В ЖИЗНИ ЗИЛОВА (ПО ПЬЕСЕ А. ВАМПИЛОВА «УТИНАЯ ОХОТА»)

Пьеса известного советского драматурга А. Вампилова «Утиная охота» — одна из лучших в отечественной литературе второй половины 20 века. Главный герой – провинциальный бюрократический чиновник Зилов – так называемый лишний человек советской эпохи.

Он – двойник Печорина, сознающий бесцельность своего существования. Пустая жизнь и банальная работа понемногу вгоняют его в депрессию, которая приводит к разрыву с женой, конфликтам с коллегами и, наконец, к неудачной попытке самоубийства.

Подобно своему двойнику из романа Лермонтова, Зилов страдает сам и мучает окружающих, в первую очередь, — свою жену, которая, не выдержав его измен, пьянства и безразличия, бросила его. Герой не знает, куда себя пристроить, и даже сам автор, похоже, не видит выхода из создавшейся патовой ситуации, что производит весьма удручающее впечатление на читателей.

Вампилов очень живо и талантливо проконстатировал печальную действительность серых советских будней, как бы призывая читателя задуматься над смыслом жизни. Однако он сам не представляет, чем помочь Зилову и всем тем, кто оказался в похожем положении, – а таковые никогда не переводились и вряд ли когда-нибудь переведутся на Руси.

Зилов нуждается не только в жалости, понимании и сочувствии, но и хорошей встряске — как психологической, так и физической. По жизни он не сталкивался с серьезным и большим горем, которое мгновенно отрезвляет людей. У него есть хорошая квартира (в начале пьесы он справляет новоселье), скучная, но в целом стабильная работа, где он, однако, умудряется халтурить; он физически здоров, у него даже есть досуг, чтобы заводить любовные романы на стороне. Единственное событие, которое могло вернуть его к действительности, — смерть отца. Но долгая разлука с ним и сложные отношения с женщинами заглушили было пробудившийся голос совести.

Зилов всем недоволен (кроме утиной охоты), зол и дерзок с окружающими. Он в претензии на своих приятелей по работе за лицемерие и фальшивую дружбу (а между тем эти приятели – какие бы они ни были – не дали ему совершить самоубийство), а также на свою жену, когда она променяла его на «друга детства». Эгоцентризм Зилова – это следствие его несчастного характера, а не серой, скучной советской действительности.

На самом деле, в жизни каждого человека в свое время наступает черная полоса, когда ему нужно собрать волю в кулак, взять себя в руки и не мучить окружающих – тем более, родных и близких людей. Просто в серых советских декорациях Зилов выглядит более удручающе, чем, например, тот же Печорин, который, по крайней мере, внешне выглядел красиво.