Приветствую, уважаемых читателей. Я продолжаю тему начатую ранее, в статье почему имя реального Мальчиша - Кибальчиша могло звучать по испански.
Парагвай накануне жестокой войны Тройственного альянса.
Начнем с того, что в Парагвае с 1816 года установилась жесткая диктатура Хосе Гаспара Родригеса. Это был выходец из семьи испанских переселенцев, живших в бразильском городе Мариана и активный участник борьбы южноамериканских колоний за независимость от европейских метрополий.
Родригес был одним из наиболее одаренных и образованных людей своего времени, но одновременно с высоким интеллектом в нем присутствовали деспотичность и склонность к тирании.
Он правил Парагваем более четверти века, передав в итоге власть своему племяннику Карлосу Антонио Лопесу – также выходцу из испанской семьи, но с небольшой долей крови индейцев гуарами. В 1844 году был избран Национальный конгресс Парагвая, который очень скоро "избрал" Карлоса Лопеса Президентом республики.
Лопес оказался довольно прогрессивным правителем. При нем в Парагвае была принята конституция. Началась, как это модно сейчас говорить, модернизация - была построена железная дорога, созданы металлургическая, деревообрабатывающая и текстильная промышленности. Парагвайцы заложили флот, при этом не имея выход к морю. Гражданская реформа предоставила права граждан республики всем жителям страны, без исключения, коренные жители Парагвая – индейцы, были уравнены в правах с европейскими переселенцами.
Лопес осуществил прогрессивную сельскохозяйственную реформу – молодым семьям оказывалась помощь в создании собственных фермерских хозяйств, государство предоставляло фермерам имущественные и денежные ссуды для развития. Учрежденный общественный найм позволил сократить безработицу и почти ликвидировать проблему бедности в стране.
По сути, при Карлосе Лопесе – Парагвай имел определенные черты социалистического государства, где в некоторой степени воплощались идеи французских и немецких социалистов.
Имелись успехи Карлоса Лопеса и во внешней политике. Он добился признания независимости Парагвая от соседей – прежде всего Аргентинской Республики и Бразильской империи. Немногим позже Парагвай признали страны Европы. Подъем промышленности и сельского хозяйства, большой рост доходов граждан Парагвая, высокая рождаемость и приток населения привели к росту боеспособности армии, к укреплению границ страны.
Карлос Лопес правил страной 18 лет и перед смертью передал власть своему старшему сыну – Франциско Солано Лопесу.
Франсиско Лопес и война с Тройственным Альянсом
Франсиско Лопес был достойным преемником отца – будучи еще молодым офицером он участвовал в вооруженном конфликте с Аргентиной в 1845 году (в то время еще Объединенными провинциями Рио-де-ла-Плата).
Позже Франсиско был назначен представителем Парагвая в Европе. Во время пребывания во Франции он обучился в военной школе Сен – Сир и даже поучаствовал в Крымской войне против России (правда в роли наблюдателя при войсках Королевства Сардиния). Для повышения боеспособности парагвайской армии им были наняты итальянские офицеры из Пьемонта. В Париже Лопес встретил свою спутницу –ирландку Элизу Алисию Линч (притом, что сам он уже был женат на парагвайке испанского происхождения Пилар Хуане Песоа и имел от нее троих детей).
В 1854 году Лопес вернулся в Парагвай и активно участвовал политической жизни Южной Америки. После смерти отца - Карлоса Антонио Лопеса в 1862 году Национальный конгресс Парагвая избрал Франсиско президентом страны.
Сын продолжал националистическую политику отца, направленную на подъем и укрепление Парагвая как региональной державы, способной на равных разговаривать с соседями – Бразилией и Аргентиной, что, разумеется, вызывало недовольство двух последних, чьи правящие круги - так называемые "новые местные элиты" сами стремились к доминированию в регионе.
Какое-то время в Южной Америке сохранялось хрупкое равновесие. Вскоре оно было нарушено вторжением в Уругвай бразильских войск в помощь генералу Ваненсио Флоресу, что в итоге привело к пятилетней жестокой войне, которую по масштабам Южной Америки наверно можно сравнить с наполеоновскими войнами Европы.
Парагвай вынужден был вступить в войну, и вскоре воевать против трех своих соседей – Аргентины, Бразилии и Уругвая (после падения правительства «белой партии» бывшими союзниками Лопеса власть в Уругвае перешла под контроль Бразилии). После первых лет успешной компании Парагвай в итоге оказался в морской блокаде организованной бразильским флотом, вследствие чего в войсках наступила нехватка оружия, обмундирования и боеприпасов.
Франсиско Лопес, еще будучи представителем Парагвая в Европе заключил с Францией, Италией и Германией крупные военные контракты на поставки в Парагвай оружия, боеприпасов и обмундирования, но грузы так и не дошли до парагвайских речных портов и были перехвачены бразильцами.
Вначале войны Лопес призвал в армию годных к службе мужчин от 16 до 50 лет, доведя численность армии до 80 тысяч бойцов, однако вследствие больших потерь убитыми, раненными и пленными в армию Парагвая стали массово призывать женщин, а также детей от 13 до 16 лет.
Несмотря на захваты вражеских складов и другие успехи в армии Лопеса продолжала ощущаться нехватка оружия и боеприпасов. Потому нередко женщины и дети парагвайцы были вооружены копьями, ножами и палашами переделанными из сельскохозяйственных инструментов. Нехватка обмундирования привела к тому, что нередко парагвайцы в бой шли босыми.
Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!
С уважением, Vlad Marcus.