Большинство владельцев квадракоптеров летают без получения каких либо разрешений и подвергают себя достаточно большому риску получения штрафа или потери своего летательного аппарата.
В данной статье речь пойдет о квадрокоптерах массой до 250 гр., хотя все указанное в ней относится и к радио управляемым моделям данной весовой категории.
Постараюсь не цитировать термины и определения, а изложить суть вопроса простым и понятным языком.
Летать в любое время и в любом месте НЕЛЬЗЯ, за исключением некоторых исключений.
Давайте же разберемся где, когда, в какое время и при каких условиях можно летать.
На момент написания данной статьи, а именно начало 2021 года, действуют Постановление правительства РФ №138 от 11.03.2010 года, а также "послабления" в Постановлении правительства РФ №74 от 03.02.2020.
На январь 2021 года, владельцу квадрокоптера весом до 250 гр., можно летать при соблюдении всех ниже указанных условий одновременно:
1. В дневное время суток
2. На высоту до 150 метров от уровня земли или воды
3. При условии осуществления прямого визуального бесприборного контакта оператора с квадрокоптером.
4. Вне диспетчерских зон аэродромов, вне запретных, ограниченных и специальных зон, на удалении 5 км. от неконтролируемых аэродромов и вертолетных площадок.
5. Запрещено летать над массовыми мероприятиями и скоплениями людей.
Во всех остальных случаях требуется согласование.
На первый взгляд может показаться все просто и понятно, держаться в стороне от аэропортов и скоплений людей, но НЕТ.
Если с запретными, ограниченными и специальными зонами более менее понятно, то самой коварной формулировкой в данной статье является "вне диспетчерских зон аэродромов".
В большинстве своем данные зоны охватывают практически весь город и даже пригород, а в случае наличия нескольких аэродромов, диспетчерские зоны переходят одна в другую.
Как же можно узнать, находится ли предполагаемое место полета в какой либо диспетчерской зоне?
Для этого открываем сайт https://fpln.ru/ и попробуем разобраться на примере города Новосибирска.
Нам необходимо отобразить диспетчерские зоны.
Для этого нажимаем на пиктограмму "диаграммного пирога" и включаем "Зоны и районы", как указано на картинке ниже.
Участки внутри зеленых линий и есть диспетчерские зоны, в которых без разрешения летать нельзя, даже в дневное время суток.
Для осуществления полетов в этих зонах требуется получение разрешения на использование воздушного пространства (ИВП).
Если ваш дрон весит от 0,25 до 30 кг, то дополнительно требуется получить разрешение в администрации населенного пункта. Данное разрешение необходимо получать до отправки запроса на ИВП.
Летать в дневное время суток с учетом указанных в постановлении №74 ограничений, можно только вне этих зон.
Если же вы находитесь в менее крупном городе, в котором отсутствует аэропорт, например в Бийске, то потребуется включить и остальные зоны, такие как вертолетные площадки, запретные зоны и т.д.
Как видно на картинке выше, рядом с Бийском имеются запретные зоны (выделены красным), в которых летать нельзя, а также вертолетная площадка. В радиусе 5 км от нее, без согласования, летать тоже нельзя. В остальных местах, в дневное время и при соблюдении всех остальных условий - можно.
Хотелось бы отметить несколько стимулирующих моментов, толкающих разобраться в данном вопросе:
1. Штраф за нарушение воздушного пространства повысили до 30 - 50 т.р., при условии, что такое нарушение не повлекло уголовную ответственность (столкновение с воздушным судном и т.д.).
2. Активно внедряются системы подавления и подмены сигналов между оператором и дроном. Так называемые глушилки радио частот и системы подмены GPS координат. В результате потери связи нарушается работа управления дроном, он начинает снижаться в самом неподходящем месте или врезается в препятствие.
Если данная информация оказалась вам полезна, напишите об этом в комментариях. При положительных отзывах я постараюсь подготовить более подробные статьи о получении разрешения на использование воздушного пространства, использования сайта https://fpln.ru/, а также обзор на квадрокоптер DJI Mini 2.
Возможно в статье имеются неточности - пишите, будем исправлять.
Спасибо всем за внимание и спокойных вам полетов на ваших дронах и моделях, для получения удовольствия и красивых художественных кадров с высоты.