Жупа Никшичка находится в центральной части современной Черногории и административно относится к општине Никшич, хотя исторически и вплоть до 1954 года являлась самостоятельной административной единицей внутри Черногории.
На территории Жупы в живописной долине окруженной горами находятся 12 сел:
*Ливеровичи. По преданию, село получило свое название по одному из своих жителей по имени Оливер (Ливер). До XVII века село называлось Глушье село, и было одним из мест зимовки племени Никшич. Первое упоминание под этим именем относится к 1477 году, когда турки провели перепись населения на подвластных им территориях. Вероятнее всего поселение на месте села существовало уже в античные времена, так как на территории села найдены элементы римского водопровода.
*Облатно.
*Белошевина. Впервые село упоминается в османской переписи населения 1477 года. Название село получило от Белоши, правнука Никшиного сына Гезимира.
*Василевичи.
*Кута. Первый раз село обозначено в османской переписи 1477 года, как владение воеводы Батрича.
*Царине. По преданию, на село получило свое название по таможне (царина), которая здесь существовала в период владения этими землями Сандалем Храничем и Стефаном Вукчичем Косачей.
*Заград. Свое название село получило благодаря своему местоположению. Село назодится за холмом Градина, где в поздний античный период и в средневековье была расположена крепость и городское поселение. Первое упоминание о селе относится к 1477 году, как центру владений племени Никшич и место их зимовки.
*Старо село. По преданию, в селе и после переселения племени Никшичей в Жупу остались жить представители автохтонного славянского племени Лужан, которых Никшичи называли «старым народом». Первые упоминания о селе в источниках относится к 1477 году.
*Юговичи.
*Бастае.
*Мораково. Село возникло как предместье средневековой крепости Сусед, находящейся над ним. Первое упоминание о крепости относится к 1444 году, а о селе к 1477 году.
*Дучице. Дучицкое поле впервые упоминается в османской переписи 1477 года.
**************
История Жупского края уходит своими корнями в глубокую древность. В музее города Никшич хранятся предметы быта (каменные топоры, игла из бронзы и др.) найденные на территории края, относящиеся к позднему неолиту и бронзовому веку. В районе села Заград был найден топор, который однозначно можно отнести к кельтско-иллирийской гальштатской культуре (900-400 годы до н.э). С вхождением иллирийских земель в состав Римской империи начинается быстрое развитие региона. На территории села Ливеровичи найдены остатки римского водопровода, который был проложен от источника Ябланица и снабжал водой римское поселение Андерба/Анагастум (современный Никшич). Жупский регион изобилует материальными артефактами римского периода (элементы античных построек на холме Градина, римские монеты, римская керамика).
Славянские племена появляются на территории края в VI - VII веках и уже в IX - X веках полностью ассимилируют романизированных иллирийцев. Территория Жупы становится родиной для таких славяно-сербских племен как Лужане, Риджане и Дробняки.
После освобождения из под византийской власти Жупа переходит под контроль средневекового государства Воиславлевичей. В 1180 году Жупа включена в состав владений Неманичей и остается частью сербского королевства и царства до его окончательного распада. Именно в период распада средневековой державы Неманичей на территории региона появляется племя Никшичей, потомки которого населяют Жупу до наших дней.
По преданию, которое зафиксировано многими исследователями региона, родоначальником племени Никшичей был грбальский бан Владимир, известный под именем Илиян. По одной из версий, Владимир Илиян был женат на внучке основателя сербской королевской династии Стефана Немани и дочери его сына зетского короля Вукана Неманича Ефросинье. Учитывая то, что Вукан Неманич был старшим сыном Немани и Анны, рожденной около 1150 года, Ефросинья могла быть рождена в 70-е – 80-е годы XII века. Исходя из этого, можно предположить, что и родоначальник племени Никшичей бан Владимир Илиян был рожден примерно в этот же период. По другой версии, Ефросинья была дочерью Стефана Вукановича (сын Вукана Неманича) и, соответственно, приходилась правнучкой основателю сербской королевской династии Стефану Немани. Если следовать этому преданию, то Владимир Илиян был рожден в первой четверти XIII века. От брака Владимира Илияна и Ефросиньи Неманич родился Никша. После ранней смерти Владимира Илияна попечение над Никшей взял властвующий род Неманичей. Никша дал имя известному в последующие века племени Никшичей.
С середины XIV века Никшичи начинают упоминаться в исторических источниках, как оформившееся племя, представители которого встречаются в Приморье (Грбаль, Суторина, Кртоли), на севере современной Черногории в междуречье Лима и Тары, но наиболее частые упоминания о Никшичах относятся к региону Оногошта (совр. Никшич) и Жупы. Именно здесь в Жупе в конце XIV века происходит окончательная консолидация племени Никшичей. Если следовать народному преданию, то в район Жупы часть племени переселилась во второй половине XIV века под руководством некоего Никши. Здесь стоит отметить, что народное предание отождествляет Никшу сына Владимира Илияна из XIII века и его потомка Никшу, жившего во второй половине XIV – начале XV веков. Следуя элементарной логике понятно, что эти два Никши были абсолютно разными историческими персонажами, хотя и связанными между собою кровным родством.
Во второй половине XIV века в сербском царстве Неманичей (после смерти царя Стефана Душана) начинаются центробежные процессы, и регион вступает в период феодальной раздробленности. Грбаль и Кртоли, будучи ядром племенного союза Никшичей, становятся ареной феодальных междоусобиц и конфликтов. Часть племенного союза Никшичей во главе с Никшей покидает родные места и нанимается на военную службу к лужанскому бану Угрену. За службу на границе боснийского королевства Никшичи получают во владение земли вокруг холма Градина и села Заград. Со временем амбиции Никши и его многочисленной родни возрастают, и он жаждет заполучить плодородные земли во всем Жупском регионе. В результате убийства бана Угрена и его приближенных около села Ливеровичи, Никша и его сыновья становятся полновластными хозяевами Жупы, а Никша получает титул воеводы при дворе Сандаля Хранича Косачи. Последнее упоминание о бане Угрене (архив Дубровника) относится к 1411 году, соответственно его убийство произошло не ранее этой даты.
После убийства бана Угрена Никшичи вытесняют из долины реки Грачаница большую часть племен Дробняков, Риджан и Лужан, а оставшаяся часть этих племен ассимилируется с Никшичами.
Будучи пограничной территорией во владениях Сандаля Хранича и Стефана Вукчича Косачи Жупа становится воротами торговыми воротами Герцеговины. На территории Жупы в районе современного села Царине обустраивается таможня, а на восточной границе жупской долины в первой четверти XV века, возле современного села Мораково, возводится крепость Сусед. Но фортификационные сооружения крепости Сусед оказались бессильны перед османскими завоевателями. Последние годы жизни правителя Герцеговины Стефана Вукчича Косачи прошли в борьбе с османами и были фатальными для Герцогства св. Саввы.
В 1465 году турки, под командованием боснийского санджакбея Иса-бея Исаковича(Исхакоглу Иса Бей), завоевывают большую часть Герцеговины, включая Жупу, и основывают на ее территориях Герцеговинский санджак.
Жупа и населявшее ее племя Никшичи почти на 300 лет оказываются под властью Османской империи. Этот период жупской истории связан с борьбой Никшичей за сохранение своей духовной и национальной идентичности.
Первое значительное восстание против османского владычества произошло в 1597 году, когда под руководством Грдана, воеводы из племени Никшичи, жупляне в союзе с племенами Дробняков, Пивлян и Риджан начинают борьбу с завоевателями. Заручившись поддержкой сербского патриарха Йована Кантула, воевода отправляет своих представителей в Рим к папе Клименту VIII , с просьбой о военной поддержке восстания. Не получив поддержки от Рима, восставшие терпят поражение от турецких отрядов Ахмед-паши Кадума и заключают временное перемирие с османскими властями, в тайне продолжая искать союзников для дальнейшей борьбы. В 1608 году представители герцеговинских, брдских и черногорских племен заручились поддержкой Карла Эммануила I Савойского, который согласился стать во главе будущего христианского королевства на освобожденных от турок территориях. Однако так и не дождавшись поддержки от Карла Эммануила I , восстание пошло на спад и окончательно было подавлено в 1611 году. Следствием восстания стало массовая миграция Никшичей, опасавшихся мести турок, из Жупы и Оногошта на подвластные Венеции территории в Которском заливе, в восточную Боснию и западную Сербию.
В 1796 году жуплянские Никшичи принимают активное участие в битве при Крусах, как союзники черногорцев. Память об этом хранят во многих братствах Никшичей. Так, братство Чворовичей хранит и передает из поколения в поколение знамя (крсташ-барјак), которое в битве при Крусах лично вручил их предку Стевану Чворовичу черногорский митрополит Петр I Петрович Негош, впоследствии причисленный к лику святых, как святитель Петр Цетинский.
В 1803 году жупляне в союзе с Морачанами и Ровчанами поднимают новое восстание против турок. Борьба жуплян продолжалось до 1819 года, когда в результате перемирия заключенного черногорским митрополитом Петром I и османскими властями жители Жупы смогли вернуться к своим разоренным очагам. В 1853 году большая часть Жупы, включая жупский монастырь св. Луки и долину реки Грачаница, была окончательно освобождена от турок и в 1859 году регион входит в состав Черногории.
Богатая и насыщенная история края оставила множество следов материальной и духовной культуры и сохранила ряд интересных исторических объектов. Среди них монастырь Св. Луки (Жупский монастырь), Никшина плита – место захоронения воеводы Никши, Мрамор бана Угрена – место убийства и захоронения бана Угрена, археологический локалитет Градина, церковь братства Чворовичи (Св.Йован), крепость Сусед и многое другое.
Монастарь Св. Луки (Жупский монастырь)
Существует несколько версий относительно времени основания монастыря.
Согласно первой, монастырь св. Луки был воздвигнут в Жупе в период правления династии Неманичей в XIII веке. Другая версия указывает нам на вторую половину XIV века и время заселения этих земель Никшичами. Первоначальное местоположение монастыря также вызывает споры у исследователей. Все сходятся на том, что монастырь располагался в районе холма Градина, но если одна часть исследователей определяет первую локацию монастыря у подножья холма в месте Орашье, то другая склонна считать, что обитель находилась вблизи одной из вершин холма.
Согласно местному преданию, в первой половине XV века в результате землетрясения и вызванного им камнепада с холма Градина монастырь был разрушен. Монахи и местные жители приняли решение перенести монастырь подальше от холма Градина и в качестве места строительства выбрали участок на противоположном берегу реки Грачаница. Остатки старого монастыря по камню были перенесены на новое место, и уже в 1492 году монастырь был воздвигнут на новом месте.
Монастырь стал местом сбора и принятия ключевых для племени Никшичей решений. Отсюда жупляне отправлялись на борьбу с турками, здесь принимали представителей соседних герцеговинских и черногорских племен и велась культурно-просветительская работа с местным населением.
Жупский монастырь сыграл огромную роль в борьбе герцеговинских и черногорских племен за свободу от Османской империи. В 1852 году, когда Омер Люфти-паша (Омер-паша Латас) был отправлен Портой на усмирение черногорцев, князь Данило Петрович отправил в Жупский монастырь своего брата воеводу Мирко (отца будущего короля Черногории Николы Петровича) для организации обороны Жупы, так как наступление турецких войск на Черногорию планировалось через жупский край. Воевода Мирко Петрович с соратниками (сердар Шого Николич, сенатор Новица Церович и другие) и ополчением Никшичей заняли оборону в стенах монастыря и приняли неравный бой с отрядами Омера Люфти-паши. Встретив отчаянное сопротивление защитников монастыря, после нескольких неудачных атак, основные турецкие силы двинулись в сторону Белопавличей и монастыря Острог. Под покровом ночи защитники монастыря покидают обитель и к утру приходят на помощь Белопавличам и монашеству Острога. В 1853 году Никшичи освобождают от турок Жупский монастырь св. Луки. За три года Никшичи поднимают из руин свою святыню и вновь монастырь становится духовным и политическим центром племени Никшичей.
С началом Герцеговинского восстания 1875-1878 годов на территории монастыря русскими врачами разворачивается военный госпиталь, который просуществовал до освобождения Никшича в 1877 году.
Первая и Вторая мировые войны не обошли стороной Жупу и ее монастырь. В 1917 году монастырь был разграблен австро-венгерскими войсками, а в 1943 году итальянцы сожгли монастырский архив, в котором находились уникальные документы, связанные с историей жупского края.
После окончания Второй мировой войны и создания федеративной Югославии монастырь был закрыт и до конца 90-х годов медленно приходил в запустение. В 1997-1998 годах монастырь вновь был передан Сербской православной церкви.
До 1878 года монастырь относился к Герцеговинской епархии, но после присоединения Старой Герцеговины к княжеству Черногория было принято решение об основании отдельной Захумско-рашской Епархии, в составе которой монастырь находился до 1931 года. В 1931 году, когда Захумско-рашская епархия была расформирована, монастырь переводится в юрисдикцию Митрополии Черногорско-приморской СПЦ. С 2001 года, когда была образована Будимлянско-никшичкая Епархия, монастырь относится к этой Епархии.
Никшина плита.
Никшина плита – стечак, установленный на месте захоронения Никши, под предводительством которого Никшичи, пришедшие в XIV веке из Боки Которской (Кртоли), населили земли в долине реки Грачаница и вокруг холма Градина.
После убийства местного бана Угрена (1411 или 1412 годы) около села Ливеровичи, Никша и его сыновья становятся полновластными хозяевами Жупы. Наследники бана Угрена (Угреновичи), не смирившись с его смертью и утратой доминирующего положения своего племени Лужан в регионе, устраивают засаду на воеводу Нишку около Малой Лукавицы и убивают предводителя Никшичей. Тело Никши было перенесено в Заград и захоронено.
Набгробная плита Никши сохранилась на местном кладбище до наших дней и являет собой классический стечак типа плиты, характерный для Герцеговины XIV - первой половины XV века.
Мрамор бана Угрена.
В жупском селе Ливеровичи находится памятник, который был установлен на месте убийства и захоронения бана Угрена в первой четверти XV века.
Во второй половине XIV века в Жупу переселяется часть племени Никшичей, что со временем приводит к конфликтам с автохтонными племенами, в первую очередь с племенем Лужан. Желая заполучить земли и пастбища Лужан, а также власть в регионе переселенцы решаются на убийство местного бана Угрена и его приближенных. Сыновья Никши, предводителя племени Никшичей, по поручению своего отца устраивают засаду и убивают бана Угрена. На месте гибели бана братство Угреновичей устанавливает памятник – вертикально стоящий стечак с характерными для XIV - XV веков орнаментами.
Археологический локалитет на холме Градина.
Холм Градина находится между жупскими селами Царине и Заград и представляет из себя неисследованный археологический локалитет. Само название холма говорит нам о том, что на нем располагалось крупное поселение. Соседние топонимы, расположенные вокруг холма лишь подтвержают это предположение. Название села Заград указывает, что село находится «за градом», является его предместьем, а село Царине является ничем иным как местом, где находилась таможня.
Не только названия топонимов могут свидетельствовать о бурном прошлом в районе холма Градина, но и следы материальной культуры и жизнедеятельности. На вершине холма отчетливо видены множественные остатки фундаментов различных построек и фортификационных сооружений. О времени постройки этих объектов говорить очень сложно, т.к. нужно проводить на холме рекогносцировку местности и детальное археологическое исследование. Опираясь на косвенные признаки, такие как наличие остатков римского бетона и различных античных артефактов можно предположить, что населенный пункт на холме Градина существовал уже в античный период истории региона. Большую часть остатков строений, обнаруженных на холме, можно отнести к более позднему периоду и по всей вероятности застройка холма происходила в течение всего Средневековья. Если славяно-сербская топонимика сохранила такие названия как Градина и Заград, то значит, славянские племена не только застали здесь городское поселение, но и сами принимали участие в его жизни и развитии. По местному преданию, в начале XV века на холме находилось некое укрепление Сандаля Хранича, под защитой которого функционировала таможня в районе современного села Царине. До конца XV века в районе холма Градина располагался и монастырь св. Луки, который позднее был перенесен на другой берег реки Грачаница. В 2015 году на холме были обнаружены остатки храмового комплекса, которые с большой долей вероятности могут указывать на первоначальную локацию монастыря.
Церковь св. Йована (церковь братства Чворовичей)
Чворовичи являются одним из старейших братств племени Никшичи и ведут свое происхождение от воеводы Марко Чворо, который переселился во второй половине XV века из жупского села Кута в Заград. С тех пор Чворовичи живут в окрестностях села Заград, в месте Дубрава. В 1520 году Марко Чворо со своими сыновьями Петром, Павлом и Радо построили маленькую церковь, крыша которой была покрыта деревянной черепицей. В народе церковь Чворовичей известна как Дубара Йованова, а кладбище и территория вокруг него называется Дубле. По преданию, церковь была сожжена турками в XVII веке после неуспешной попытки Никшичей и соседних племен захватить крепость города Никшич.
Новая церковь св. Йована была построена стараниями братства Чворовичи в наше время. Автором проекта и архитектором стал Срджан Тадич.
Чворовичи попытались воссоздать облик старой церкви, хотя достоверных данных о том, как она выглядела не сохранилось. В августе 2015 года состоялось торжественное освящение фундамента церкви и закладка первого камня. В освящении церкви св. Йована принял участие Епископ будимлянско-никшичкий Иоаникий и русский священник из Сретенского монастыря Игнатий Шестаков.
От воссозданной церкви открывается чудесный вид на холм Градина и долину реки Грачаница.
Крепость Сусед.
Остатки средневековой крепости Сусед находятся на старой дороге из Оногошта (современный г. Никшич) в Брсково (около современного г. Мойковац), на границе Жупы Никшичкой. Ближайшим населенным пунктом к крепости является село Мораково.
В период правления Стефана Твртко I данная территория была включена в стостав боснийского королевства, а затем стала частью владений Сандаля Хранича и их пограничным районом. Для защиты восточных границ владений Сандаля Хранича и торговых путей проходивших через жупскую долину воевода Хрипац, находившийся на службе у великого воеводы боснийского и господаря Хума, построил крепость Сусед. Крепость имела неправильную четырёхугольную форму. Длина крепостных стен около 160 метров, а ширина около 30 метров.
Первое письменное упоминание о крепости относится ко времени правления преемника Сандаля Хранича, герцега св. Саввы Стефана Вукчича Косачи, а точнее к 19 февраля 1444 года. В грамоте, подтверждающей владения своего вассала Стефана Косачи, Альфонсо V Великодушный (король Арагона, Сицилии и Сардинии, а с 1435 года король Неаполитанского королевства) среди городов и крепостей Герцегства св. Саввы упоминается и крепость Сусед, которая в грамоте обозначена как „ Susit Honagost castello conlo contat o“ . В 1454 году Альфонсо V , в одной из своих грамот, вновь подтверждает владения своего вассала и среди крепостей Герцеговины мы опять видим „ civitate Susied cum castris et pertinentiis suis ”. Правда, к этому времени это уже не просто крепость, а скорее городское поселение, что следует из перевода грамоты („ город Сусед со своими укреплениями и владениями ”).
После завоевания Герцеговины османской империей крепость Сусед утрачивает свою роль пограничного укрепления и быстро приходит в запустение. Уже в первые годы после завоевания, а точнее в 1477 году, во время переписи населения в Жупе, крепость Сусед не упоминается среди населенных пунктов региона, а выделяется только село Мораково, расположенное в долине под крепостью.
Помимо перечисленных объектов материального и исторического наследия на территории Жупы находится еще множество других интересных для исследователей объектов. Среди них можно выделить средневековые некрополи и стечки, остатки множества сакральных объектов, а также караульную башню «Волтица», построенную в 1854 году по поручению черногорского князя Данила Петровича.
Литература:
Marojević R. Župa Nikšićka. Nikšić, 1985
Šundić M.i V. Kolijevka plemena Nikšići. Nikšić, 1979
Šundić M. Tragom vremena. Beograd, 1999
Erdeljanović J. Stara Crna Gora. Naselja i poreklo stanovništva. Beograd,1926
Thallóczy L. Studien zur Geschichte Bosniens und Serbiens im Mittelalter. Munchen , 1914
Pavićević B. Stvaranje crnogorske države. Beograd,1955
Peković M.: Nikšićka Župa. Beograd , 1974
Динић М. Земље Херцега Светога Саве. Београд, 1940
Луковић М. Југоисточна граница средњовековне Херцеговине // Видослов. Саборник Епархије Захумско - Херцеговачке. Број 47. 2009
Интернет-портал www . zupa . today