#31
Степановское-Волόсово — усадьба княжеского рода Куракиных. Расположена в деревне Волосово Зубцовского района Тверской области на правом берегу реки Шόша (притока Волги), при впадении в неё Люкшинского ручья.
Удивило ударение в слове ВолОсово - связано с Ве́ле́с, Во́лос (Ве́лес, Веле́с, Велесъ, Волосъ) - славянское божество, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, второй по значимости после Перуна.
Что ж: ВолОс так ВолОс!
По фамильному преданию, тверские вотчины принадлежали Куракиным со времени присоединения Твери к Москве в начале XVI века.
Куракины — русский княжеский род, Гедиминовичи, отрасль князей Патрикеевых.
В 1781 году село Дорожаево с окрестными сёлами перешло по наследству Степану Борисовичу Куракину (1754—1805).
Войдя в дом, попадаем в сени - входная зона. Мне понравилось, что она выполнена в виде сводов, сразу почувствовалась монументальность и спокойствие домашне-торжественной обстановки.
Братьев Куракиных было трое. У каждого из них было свое имение: в Пензенской, в Орловской и Тверской областях.
Нас пригласили в одну из комнат. Здесь находится большой макет усадьбы.
В общем-то, отсюда, от макета, и можно начать рассказ об усадьбе.
Первую усадьбу в этом месте построила Александра Ивановна Куракина. Остатки ее усадьбы на плане под номером 8 - хозяйственный двор. Усадьба была одноэтажной в форме каре.
Императрица Екатерина II дала много привилегий дворянскому сословию. Знатное дворянство получило свободу расширять свое богатство, возводить новые дворцы, перестраивать свои усадьбы. Наступил расцвет дворянских дворцов и усадьб, можно сказать, наступило Золотое время дворянских усадеб.
Именно в это время и начал строительство своего имения Степан Б. Куракин. По имени князя усадьба получила второе название — Степановское.
Также в этой комнате можно увидеть фотографии усадьбы в годы перед реставрацией.
После революции в усадьбе одно время располагался пионерский лагерь, затем сельскохозяйственнаям коммуна.
Усадьба сильно пострадала во время Великой Отечественной войны и в последующие затем годы.
После войны и до середины 1990-х здесь размещался госпиталь для инвалидов, затем психиатрическая больница.
В начале XXI века больница была расформирована, помещения остались без хозяина.
За три года бесхозяйственности усадьба превратилась в то, что видно на нижних фотографиях.
В рамках программы восстановления русских усадеб оная нашла себе нового хозяина, за несколько лет частично восстановлена. К нашему счастью, новый хозяин даёт доступ всем интересующимся посетить данную достопримечательность.
Буду рассказывать не в хронологическом порядке, а по ходу экскурсии.
Буфетная комната находится справа от входной группы.
Буфетная здесь была всегда, и при прежних хозяевах. Самовар грелся весь день, обслуживал его специально обученный человек - буфетчик. В любое время можно было подойти и попить чаю.
За буфетной находилась, так сказать, малая столовая. В ней обычно принимали трапезу семейно, без гостей.
Когда прибывали гости, стол накрывали в столовой на втором этаже. При кухне были кухонные мужики, которые на подносах носили посуду и готовые блюда по черной лестнице.
Черная лестница сохранилась практически в первозданном виде, за исключением белоснежных балясин.
Лестница достаточно узкая, двум кухонным мужикам с подносами было сложновато разминуться.
Далее мы проходим в портретную галерею рода Куракиных.
И так, Александра Ивановна была из рода Паниных, в замужестве Куракина.
Самый известный представитель этого рода — Борис Иванович Куракин (1676–1727) — был свояком Петра Великого (Петр и Куракин были женаты на Лопухиных, родных сестрах).
Таким образом, Куракины были одними из самых знатных и влиятельных представителей своего времени.
Неблагодарное занятие перечислять кто кому кем является, боюсь перепутать имена и регалии этих людей.
Скажу только, что ныне портреты хранятся в запасниках Тверского краеведческого музея и его филиалов, а в 2011 году была организована первая выставка куракинского портретного наследия.
В одной из ротонд располагается галерея царствующих особ.
В связи с близостью к монаршьему дому, детей (мальчиков) Куракиных удалось определить в товарищи к будущему императору Павлу. Благодаря этому, Куракины получили блестящее образование и воспитание. В ходе экскурсии имя Павла неоднократно упоминалось с положительными нотками.
В комнате под ротондой не только портреты, но и другие ценные экспонаты коллекции. Например, китайские шкафчики и вазы.
Про люстры хочется сказать отдельно. Все(!) люстры изготовлены по рисункам и фотографиям на Тверском стекольном заводе. Они ничем не отличаются от подлинников.
Одной из последних хозяек имения была дочь Куракина, в замужестве Нарышкина. Вот, именно опираясь на такие фото ⬇️⬇️⬇️, и восстанавливаются настоящие интерьеры усадьбы.
Техника "силуэт" имеет спорную историю. Возникла она в Китае, где издавна имели распространение картинки, выполненные только чёрной краской и лишь силуэтом. В Европе их называли — «китайские тени».
Известное нам название термин получил от имени французского генерального контролёра финансов Этьена де Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде С.
Проходим в гостиную в другой ротонде.
В коллекции есть фотографии интерьеров, какими они были "до" известных событий - правее от двери в покои - камин , зеркало.
А вот такими они стали сейчас: без камина, зеркала и т.д. Я ни в коем случае не умаляю достоинств нового хозяина. Скорее, хочу подчеркнуть, что он ничего не скрывает - так было, так стало.
Стул перед дверью "перекрывает" путь в современную жилую зону.
В этой гостиной любили отдохнуть с гостями🤗.
На фото ниже - фруктовый столик. Мы первый раз видели такой и услышали это название.
Учитывая, что в усадьбах было модно устраивать оранжереи и выращивать в них экзотические фрукты-ягоды, хозяевам хотелось похвастаться результатами такой работы.
Слуга вносил корзину с плодами, раскладывал их в соответствии м определенным регламентом- крупные внизу (арбузы, дыни), чем мельче, тем выше - ананасы, померанцы и т.д.
В ящичках находились приборы, которыми хозяйка могла "разделать" фрукт, угощая и развлекая своих гостей. Этим интересовались, в основном, дамы.
У мужчин в этом зале были другие развлечения. Первым были карты.
Вторым - воинские баталии. На столах стояли вырезанные фигурки "солдатики", как мы сейчас сказали бы. Мужчины любили разыгрывать баталии.
Третьим развлечением были шахматы.
Сейчас последние два развлечения несколько об'единены в одно - шахматы с резными фигурками "солдатиками".
А теперь по лестнице поднимаемся на второй этаж.
Стены лестницы украшают царские портреты, потолок - росписи в стиле гризайль. Белый цвет создает дополнительное ощущение света и воздуха.
Венецианское зеркало висит достаточно высоко. Заранее понятно, что это неудобно. Для чего же оно здесь?
Оказывается, настоящим дворянам не положено без нужды смотреться в зеркала: смотреть на себя, любоваться, гордиться, испытывать гордыню... Гордыня - грех. Нужно быть скромнее. Невольно вспомнились современные любители селфи 🤔🤭😂...
Так для чего же здесь зеркало?
Да просто для того, чтобы подчеркнуть статус и богатство владельца - настоящие венецианские зеркала всегда стоили дорого, ценились и говорили о достоинствах обладателя.
В музыкальном салоне стоят шкафы с коллекциями посуды, а также белый рояль.
На белом рояле не возбраняется сыграть любому из посетителей, умеющему играть на инструменте. Нам повезло, среди нас были музыканты. Мы с удовольствием послушали музыку в их исполнении.
По правую руку от музыкальной комнаты - комната с росписями в технике гризайль. Расписаны стены, потолок в таком случае можно оставить белым, без украшений.
По левую руку от музыкального зала - Мраморный зал: стены также расписаны в технике гризайль - визуально под камень.
В зале собраны всякие красивые дамские штучки.
Вот они, стены "под мрамор".
Ещё один зал, открытый для посещения.
Экскурсия закончена, возвращаемся по лестнице вниз.
Далее мы гуляли по парку.
Парк огромный, снежные дорожки расчищены. Можно подойти к любому интересному об'екту.
А сейчас можно опять обратиться к макету усадьбы.
Итак, вдалеке мы видим главный дом (в котором мы были). Длина дома составляет порядка 140 метров. По бокам дома жилые флигели, соединённые с главным зданием галереями и ротондами. В главном доме всегда принимали гостей, также здесь располагались коллекции картин и гравюр.
Перед домом большой разворотный каретный круг. Территория главного дома отгорожена забором и двумя колоннами.
Степан Борисович, который получил в наследство имение, начал строительство нового усадебного дома, но до окончания работ не дожил. Достраивать имение пришлось брату Александру Борисовичу, а затем племяннику Борису Алексеевичу Куракину.
Именно при племяннике на приусадебном участке появился обелиск, посвященный памяти Александра I.
Также в то время был построен целый городок для крепостных.
Мужчины-крепостные занимались охотой, женщины работали на полотняной фабрике.
Здесь же был построен театр в виде готического замка.
После отмены крепостного права крестьяне разбрелись по городам в надежде найти там работу. Фабрику пришлось закрыть, дома разобрали.
Территорию усадьбы стали сдавать под дачные участки.
До революции усадьбой владели дочери Куракина - Елизавета Алексеевна Нарышкина и Александра Алексеевна Козен. Уже при них разобрали ветхие деревянные постройки, в том числе и готический замок.
Мы к этому времени уже малость проголодались. Исправить это решили в трактире, который работает только по субботам и воскресеньям
К трактиру шли мимо озерца, на котором сейчас каток, на котором 🤗 катались дети ⛸️🏒.
Мы прошли на территорию старой, бабушкиной усадьбы.
Трактир очень огромный, но несмотря на это, достаточно уютный.
Пообедали довольно-таки вкусно, меню не очень большое, но с интересными блюдами. Если интересны детали, по вашей просьбе покажу меню и блюда в комментариях.
И опять отправились гулять. В этот раз хотелось осмотреть именно старую усадьбу.
Двор уже выложен новым кирпичом. Интересно, что оставили кусочек первоначальной кладки.
Взгляд привлекла очередная беседка. Оказалось, что она поставлена над ледником, старинным холодильником-погребом.
Мы же целенаправленно приближались к в'ездной ротонде.
Двор ещё не отреставрирован, идут восстановительные работы.
Хотелось подняться наверх, тем более, что экскурсовод очень это советовала
Упс... Подниматься нужно по этой лестнице. Эх... Глинтвейн, выпитый во время обеда, не посоветовал это сделать... 😥.
Мы прошли сквозь ротонду и обернулись назад.
Справа от ротонды видны старые стены.
Слева от ротонды - уже отреставрировано.
Вид на старый двор с дороги.
На этом закончилась наша прогулка по усадьбе.
Какие организационные моменты нужно отметить?
Дорога. От Москвы до усадьбы примерно 150-160 км.
По Московской области основной путь идёт по м9, затем км 25 в сторону. И только последние пять километров приходятся на Тверскую область - дорога резко отличается от предыдущей, но вполне проходима для машины любого класса. Есть забавный на вид мостик через ручеек, на деле оказался достаточно прочным.
Около усадьбы есть большая парковка для автомобилей.
По парку можно гулять бесплатно.
Усадьба открыта для посетителей со среды до воскресенья, понедельник и вторник выходные. Время работы с 10.00 до 17.00.
Вход в здание стоит 300 рублей с человека. В эту сумму входит самостоятельный осмотр экспозиции, а также организованная экскурсия.
Экскурсии проводят ежедневно в 11, 13 и 15 часов. Предварительно записываться не нужно. Правда, нам сказали, что сейчас, зимой, народа в будни ездит мало и экскурсии не проводят.
Трактир работает только в субботу и воскресенье с 10.00 до 18.00.