Найти тему

«Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность

Оглавление

Бином фантазии - уникальный метод Джанни Родари, который могут использовать не только писатели для сочинительства сказок, фантастических историй и создания персонажей, но и родители, желающие сохранить и развить гениальность своих детей.

Сегодня все чаще остро встает вопрос о том, чем можно отвлечь детей от планшетов, привить им привычку думать о том, что они делают и научить их жить более осознанно. Я сама мама пятерых детей и понимаю, что во многом решение этой проблемы ложится на плечи родителей. Но какая альтернатива гаджетам и влиянию интернета, соцсетей? Как не потерять связь с детьми? Как помочь им видеть окружающий их мир и не стать зависимым от влияния интернета? Задавая себе эти вопросы, я вдруг поняла, что для развития детей можно использовать "бином фантазии" - метод, которым я пользуюсь, когда пишу книги для детей.

Да, я – детский писатель, многодетная мама и предприниматель. Много общаюсь не только с творческими людьми, но и с детьми, провожу занятия по развитию фантазии и сочинительству сказок. Сегодня я расскажу о биноме фантазии Джанни Родари - итальянского детского писателя, сказочника и журналиста, лауреата Андерсеновской премии.

Многие из нас выросли на его сказках и помнят его героев таких как Синьор Помидор и принц Лимон, графини Вишни и служанки Землянички. А вы знаете, что писатель не только придумал свои сказки используя бином фантазии, но и проводил уникальные, интереснейшие занятия с детьми, помогающие каждому ребенку развить фантазию и воображение, ум и творческое начало?

ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ ФАНТАЗИЮ?

-2

Умение фантазировать нужно не только для того, чтобы заниматься творчеством, суметь написать сказку, или сочинение, или сценарий. Развитие фантазии имеет намного больший смысл.

Развивая фантазию, мы заставляем работать другие отделы мозга, где создаются новые нейронные связи, мы развиваем ребенка как личность, даем ему инструменты, необходимые для личностного роста и становления в социуме. Стимулируя воображение ребенка, мы помогаем ему творить, создавая собственный фантастическо-сказочный мир, познавать себя и окружающих. Если ребенок счастлив в тот момент, когда фантазирует и мечтает, то в будущем он сумеет превратить свои мечты в цель, цель в план, а план в действие.

Мы развиваем детям фантазию сегодня, чтобы в будущем они стали успешными, счастливыми людьми, чтобы они могли добиваться поставленных целей, создавать новое и не бояться быть собой. Если же вы творческий человек - без фантазии вам и вовсе не обойтись - вот полный исчерпывающий ответ.

СУТЬ МЕТОДА

Что такое «бином фантазии» и как его использовать в творчестве и развитии?

Первая часть этого слова «би» переводится с латинского как «два», бином – это нечто, состоящее из двух частей - это и есть основа для этого метода развития фантазии – два случайные слова.
Задача взять два слова, никак не связанные между собой, чем больше они будут разниться, тем лучше. Хорошо, если «бином фантазии» будет определён случаем. Например, пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой» .

В самих этих словах уже будет заложена основа для развития фантазии. Чтобы был всплеск творческой идеи, начало построения оригинального сюжета, нам нужно столкнуть мысли с привычного пути, заставить их работать по-новому: взять два несвязанных между собой слова и попытаться их объединить, создав единое целое, в котором оба элемента могли бы существовать.

ОШИБКИ

Хочется заострить внимание на возможной ошибке, которую ни в коем случае нельзя допустить - если использовать схожие слова, то вся идея умрет на корню. Не будет всплеска идей, не будет пищи для фантазии, ничто не станет стимулировать воображение. Например, «стол» и «стул», это сочетание не вызывает никакой эмоции, не дает никакой искры для развития истории, в этом сочетании нет столкновения конфликтов.

Когда два ребенка, не сговариваясь между собой, называют по слову, то в большинстве случаев, это будут непохожие друг на друга слова. Например, это могут быть: «колокольчик - луноход», «крокодил - зонтик», «вампир - клюшка». Эти слова не являются противопоставлениями, но вместе с тем они совершенно не похожи друг на друга, их ничто не объединяет, между ними сложно найти какую-то логическую связь.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Вначале из выбранных слов необходимо создать словосочетания используя падежи и предлоги: колокольчик в луноходе, крокодил под зонтиком, вампир с клюшкой. Чем больше мы придумаем, тем лучше, этот этап может проходить очень весело, если придумывать «неправильные» сочетания: луноход в колокольчике, зонтик из крокодила, вампир не клюшка. Такие словосочетания мы уже можем назвать картинами, потому что они уже скрывают в себе некий образ, два различные слова сложились в какую-то картинку.

Далее из каждой картины мы будем придумывать различные ситуации. Они должны быть легкие, веселые, не скованные никакими законами. Все, что придумано ребенком – правильно, не надо останавливать развитие фантазии стереотипами и принятыми нормами. Пусть за одной интересной придумкой следует другая, еще более невероятная и красочная.

«Колокольчик в луноходе» едет на базар по болоту, потому что колокольчик — это живое существо и ему срочно потребовались новые рукавички.
«Колокольчик в луноходе» вот что осталось от всей экспедиции, высадившейся на дальней планете. «Колокольчик в луноходе» расцвел в тот момент, когда состоялась первая встреча с неземным разумом.

Чем больше будет придумано ситуаций с каждым из словосочетаний, тем лучше. Очень хорошо, если удастся придумать хотя бы несколько ярких, красочных деталей в каждой из таких картин – луноход с зелеными колесами и разбитой фарой; зонтик в горошек, а у крокодила порезана лапка; у вампира длинный нос, а левый клык шатается. А дальше каждая ситуация вырастает в самостоятельную историю.

Чем веселей проходит обучение, тем больше пользы оно несёт, и тем сильнее будет у ребенка желание позже вернуться к этим занятиям, продолжить развивать фантазию и развиваться самому, творить с родителями, которые в процессе созидания, могут не только поделиться своим жизненным опытом, направить историю, но и подтолкнуть ребенка к осмыслению того, что он создает, к анализу своих изобретений.

РАБОТА С ГРУППОЙ ДЕТЕЙ

-3

Я часто использовала бином фантазии Джанни Родари на интерактивах "СКАЗКОТВОРЕНИЕ". Я просила двух ребят написать на доске любое слово. Один писал на той стороне, которая видна всем детям, второй – на обратной. Обычно, увидев, что написал первый ребенок, допустим это было слово «змея», остальные начинали улыбаться и обсуждать, какую сказку можно придумать про этого героя. Создавался эффект активного обсуждения и фантазирования, и еще было ожидание – что же написано с другой стороны доски?

-4

Как правило, когда я поворачивала доску и все видели второе слово, например, слово «ведро» и это вызывало бурный смех. Никто не ожидал, что там окажется такое слово, это слишком не связывалось с теми предположениями, которые были сделаны только что. Яркая разница между словами была основой для создания комического эффекта. И дальше, с этими словами нам предстояло играть, это было захватывающе интересно. Мы с помощью простых союзов и изменения падежей получали несколько словосочетаний:

Змея в ведре

Змея с ведром

Змея на ведре

Ведро змеи

Ведро со змеями

И начиналось настоящее развлечение – полет фантазии, развитие сюжета, игра в сказку. Потому, что сочетание двух несвязных между собою слов помогало детям придумать новые интересные ходы. Воображение и фантазия включались моментально, и это было необычайно весело, дети не работали, а играли. Мы обсуждали, какими могут быть змея и ведро – обычными или наделенными особыми свойствами. Разумеется, и змею и ведро дети сразу же начинали наделять какими-то волшебными свойствами, придумывали, различные детали и характеристики для создания захватывающей истории. Какая это змея? Удав или анаконда? Какого цвета у нее чешуя? Есть ли у нее друзья и семья? Добрая или злодейка? Может быть у нее болят зубы? Какая у нее цель и какие планы на будущее? Как выглядело ведро? Какие волшебные свойства могут быть у ведра? Может быть они змее давали силы? Защищали от любых врагов? Наделяли особыми знаниями? Может, ведро было живым и пыталось сбежать от змеи?

А далее, используя уже полученные словосочетания, мы получали совершенно разные картины для создания истории. Их было невероятное множество, потому что дети играли, соревновались друг с другом. Придумывать было интересным развлечением, а не унылой обязанностью. Обычно мы обсуждали каждое словосочетание до тех пор, пока не получался интересный яркий сюжет, побуждающий творить дальше.

1. Змея в ведре. Змея затаилась в ведре и поджидала главного героя, чтобы укусить и забрать его силу. Змея в ведре пряталась от героя, который хотел сшить из нее перчатки. Змеи играли в прятки, одна из них спряталась в ведре.

2. Змея с ведром . Змея с волшебным ведром на голове вместо каски – по-моему, весьма харизматичный отрицательный герой, с которым можно сочинить массу историй на любой вкус – и тут активно подключаются все придуманные магические свойства ведра. Или ведро было обычным, а змея надела его на голову, чтобы соответствовать моде. Или же ведро было вовсе не на голове, а в руках (откуда у змеи руки, мы тоже придумали массу объяснений) и змея собирала монетки для покупки мотоцикла, который ей нужен... И тут можно придумать бесконечное количество вариантов, которые позволяют развернуть историю в любую сторону.

3. Змея на ведре. Змея на ведре, словно в лодке, переплывала заколдованное озеро, хвост она использовала вместо весла. Змея танцевала на перевернутом ведре, потому что она была принцессой на змеином балу, на голове у нее была корона, а на хвосте крошечная туфелька, вокруг в танце кружились другие змеи. Змея сидела на перевернутом ведре с биноклем, потому что так обзор был лучше, и выслеживала добычу, вокруг талии у нее был ремень, а за ним ложка с вилкой.

4. Ведро змеи. Ведро, которое змея считала своим другом, везде таскала с собой и вечерами разговаривала с ним. Ведро змеи, в которое она сцеживала свой яд, и отдавала в аптеки, что бы из него сделали лекарства для заболевших кроликов, а на самом деле… Приём «А на самом деле…» можно использовать для продолжения любого метода фантазирования. Возьмите его на заметку, с его помощью можно перевернуть любую историю с ног на голову. А на самом деле змея ждала, когда кролики поправятся, чтобы потом их съесть.

5. Ведро со змеями. Змеи используют ведро, как свой домик, их там собралось несколько штук, и они думают, где в ведре устроить кухню, а где туалет. Или заклинатель змей играет на дудочке, а из ведра бесконечно вылезают змеи. Или ведро змей летит в космосе, это захватчики, которые приближаются к нашей планете, у этого ведра есть двигатель и пульт управления.

Найдя близкий для себя сюжет, дети начинали бурно его обсуждать, домысливать и развивать историю. Они интуитивно выбирали самые яркие словосочетания, которые дают большое количество поводов для фантазирования. На этом этапе можно повеселиться от души, например, при помощи разных деталей, и чем эти детали будут экспрессивней, тем лучше, змее можно добавить ноги, руки, заячьи уши, оленьи рога, павлиний хвост и тюленьи ласты (можно даже добавить антенну инопланетянина). Чем ярче и необычнее персонаж, тем интересней дальше придумывать про него историю и тем красочней эта история получается.

И конечно, детям гораздо интереснее учиться фантазировать и развивать свои навыки в весёлой обстановке, без критики. Необходимо поддерживать любую идею ребенка, показать, что она может быть необычайно важной, что из нее может быть создан захватывающий сюжет. В такой обстановке дети начинают ценить свои идеи и идеи друг друга, что приводит к коллективному творчеству. Дети активно фантазируют и лучше раскрываются, как личности, когда понимают, что их ценят и ценят их выдумки. Только в таком случае результат гарантирован!

-5

Однажды, придумывая персонажей по методу Джанни Родари, у нас с детьми не вышло придумать сюжет. Ребята настолько увлеклись обсуждением получившихся словосочетаний, что в итоге оно превратилось в бессмыслицу, мы не придумали основы для создания истории. И несмотря на то, что работа над сюжетами в тот день у нас провалилась, мы невероятно хорошо провели время, вдоволь насмеялись и получили массу удовольствия от совместного творчества. Это я говорю к тому, что по сути, при развитии фантазии вовсе не важно, что у вас получится в результате. В любом случае вы запускаете позитивный процесс созидания, а не разрушения, формируете привычку общения и имеете возможность показать светлое и доброе, объяснить, сочиняя историю, что такое зло и подумать вместе о том, чему ваша сказка учит.

В данном случае нет задачи придумать и написать сказку, выдержав чётко структуру построения текста. Самое важное – процесс. А дети владеют им в совершенстве, нам взрослым нужно лишь их направить и получать удовольствие.

Если вы писатель, то используя "бином фантазии" вы сможете придумать самые невероятные, яркие и незабываемые истории!

Подписывайтесь на мой канал.

Говорим о методах фантазирования и сочинительства, развития фантазии и конечно о детской литературе сегодня: как придумать, как написать, как продать?

Творите книги с любовью и в хорошем настроении.
Светлана Кривошлыкова

#кривошлыкова #сказкотворение #развитиедетей #биномфантазии #джанниродари #какпридумать #советыписателям #советыродителям #гениальныедети #мастерскаяписателя

Сказки
3041 интересуется