От Панорамы в Севастополе нас отговаривали:
- Скучно. Ну что там смотреть? Еще 400 рублей тратить!
Но гулять по Историческому бульвару и ждать всех было холодно, а раз купил групповую экскурсию, то и полезай в кузов, в смысле ходи строем...
- Херсонес. Действительно ли тут крестился князь Владимир?
Историческая панорама неожиданно понравилась. Кроме прочего мне было любопытно посмотреть на музейные технологии начала ХХ века.
Панорама трехэтажная, и, вроде как, надо начинать наверху и спускаться вниз.
Но сейчас пандемия и экскурсовод не положен, только аудиосопровождение, а оно на третьем этаже сломалось. Смотрительницы говорят: начинайте с первого. Что ж, как раз историю Крымской войны освежили.
Я люблю такие музеи за возможность увидеть материальные свидетельства давно ушедшего времени: ружья, пистолеты, ядра, кортики, подзорные трубы... Сейчас такие предметы уже не используются.
Особняком стоит сделанное из военных артефактов. Вот такой подсвечник из картечи был сделан в 1904 году. Не знаю, им и в правду, пользовались, или сделали специально к севастопольской экспозиции.
Сделав круг по первому этажу, поднимаюсь на третий.
Панорама - это особый вид картинной галереи, где цельное батальное полотно расположено полукругом. Это единая картина, со множеством деталей.
А на переднем плане - предметы, которые дополняют происходящее. В нашем случае инсталляция быта: санитарные палатки, мешки с песком. Поэтому такие выставки будут интересны и маленьким детям.
Единственные панорамы в России - Бородинской битвы и сражения на Малаховом кургане в Севастополе 6 июня 1855 года написаны одним и тем же художником-баталистом французом из Одессы Францем Рубо.
Сам он считал себя русским художником, а работал по большей части в Германии, в Мюнхене. И в создании панорамы обороны Севастополя ему помогала пара десятков немецких учеников. Заказ был на огромную картину - 115 на 14 метров!
Какой именно эпизод сражения брать за основу Рубо решал сам. Он выбрал первый штурм Малахова кургана, где 5 тысяч русских матросов, солдат и офицеров противостояли 11 тысячам французов. Первый штурм был успешно отбит.
Смотреть панораму надо перемещаясь слева направо. Вначале, то, что происходит в тылу, в финале - рукопашная схватка с французами на батарее Жерве.
Смотровая площадка - это как бы вершина Малахова кургана в конкретный день - 6 (18) июня 1855 года. Рубо сделал сотни эскизов. На картине порядка 4000 фигур, по большей части - оборонявшиеся, то есть нарисован практически каждый второй сражавшийся.
Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал Павел Нахимов.
Но в начале ХХ века их там не было. Точнее, был только Нахимов, но его высокие высокие комиссии велели убрать и поместить вместо него князя Горчакова - командующего армией.
В Великую Отечественную войну во время артобстрела здание панорамы загорелось. Пожарные вынесли оттуда 86 фрагментов - примерно 80 процентов всей картины. Но на них были пробоины - 6000 ран от осколков.
Когда восстанавливали, вернули Нахимова, дописали Пирогова. Снова панорама открылась уже к 100-летию первой обороны Севастополя.
Второй этаж панорамы сплошь из рам. А внутри - инсталляции. На заднем плане - фрагмент полотна, на переднем - какая-то осязаемая деталь - землянка, палатка, оружие. Я не сразу поняла, зачем нужны рамы: чтобы посмотреть на целое иначе, четче увидеть детали.
В здании музея-панорамы мы были около часа. Можно провести и больше времени. Последними выходили мужчины. Все-таки про сражения!
Александра Кудрявцева / ДОРОГАМИ РАДОСТИ
Рассказ о Херсонесе, туда мы поехали из музея "Обороны Севастополя в 1854-1855" , следует... Подписывайтесь на мой канал в Дзене и читайте другие крымские очерки и не только.