Найти в Дзене
Жизнь VS Кино

"Обход Мика " - притча о современном мире в жанре неовестерна

Оглавление

В 19-м веке Запад североамериканского континента был местом диким, необжитым и благодаря этому сулил новые возможности потенциальным переселенцам. Путь туда, названный «Орегонской тропой», занимал тысячи миль через весь континент от Миссури до Тихоокеанского побережья нынешнего штата Орегон, был опасен. Как таковой дороги не было. Двигались переселенцы пешком или верхом, ночевали в обозах – телегах, запряженных лошадьми или домашним скотом, в которых днем везли домашний скарб. Для безопасности объединялись в группы, образуя длинные вереницы обозов. А на собранные со всех деньги нанимали проводников, от мастерства которых зависел успех путешествия.

«Орегонская тропа» утратила актуальность, когда были построены железные дороги. Но с появлением кинематографа стала излюбленным местом действия фильмов об освоение Запада. До середины 20го века эти вестерны были самым популярным жанром американского кино. И до сих пор многие режиссеры, особенно американские, не в силах противиться искушению поэкспериментировать с жанром, рано или поздно снимают свой вестерн.

Кадр из фильма "Обход Мика"
Кадр из фильма "Обход Мика"

Один из самых необычных сняла американский независимый режиссер Келли Райхардт. Её неовестерн «Обход Мика», номинировавшийся на главный приз Венецианского фестиваля, сделанный за скромный бюджет с документальной скрупулёзностью к историческим деталям, удивительным образом рассказывает о современном нам мире.

Обход Мика /Meek's Cutoff (2010) реж. Келли Райхардт

В основе сюжета реальная история, произошедшая в 1845 году, когда считавшейся опытным проводником Стивен Мик , ведя обоз по «Орегонской тропе», решил срезать путь через пустыню и заблудился. Из-за его ошибки погибла часть группы, а его самого хотели повесить. Но со временем отрезок пути, по которому были вынуждены пройти переселенцы, стали называть его именем. Отсюда название фильма «Meek's Cutoff».

Кадр из фильма "Обход Мика"
Кадр из фильма "Обход Мика"

Келли Райхардт снимала фильм в условиях максимально приближенных к реальным событиям. Почти два месяца небольшая съёмочная группа с техникой, а также девять актеров, три повозки, лошади и буйволы, бродила по пустыни. Перемещались и жили в трейлерах, отчасти переживая тяготы пути, с которыми сталкивались переселенцы. Также как и герои фильма, мучительно искали воду - три огромных водоема, выбранные для съёмки сцены речной переправы, бесследно исчезали практически на глазах, и каждый раз приходилось двигаться дальше в поисках новых.

В итоге группа почти повторила маршрут, которым некогда вёл людей злосчастный Мик.

Кадр из фильма "Обход Мика"
Кадр из фильма "Обход Мика"

Большую часть времени актёры находились в костюмах своих героев, физически испытав на себе, каково быть человеком 19го века. Одежда, домашняя утварь, амуниция и весь реквизит в фильме соответствует эпохи, когда любое действие, от надевания ботинок и мытья посуды до ремонта телеги и поездки из одной географической точки в другую, отнимало уйму времени и сил, а жизнь человека складывалась из нескончаемых трудностей преодоления окружающего мира. Всё это буквально можно прочувствовать в каждом кадре фильма.

По признанию актеров, когда после окончания съёмочного периода они оказались дома, это было похоже на возвращение с другой планеты.

Кадр из фильма "Обход Мика"
Кадр из фильма "Обход Мика"

В «Обходе Мика» нет типичных для классических вестернов эффектных сцен перестрелок и погонь. Но есть завораживающий реализм долгого изнурительного пути. Истории лихих сражений с кровожадными индейцами присутствуют исключительно в рассказах проводника Мика, красноречивого конформиста и упертого догматика. Пойманный же им индеец не пытается убежать и проявить агрессию, как предсказывает Мик, а ведет нескончаемый разговор с неведомыми духами, изучает содержимое корзинки с принадлежностями для шитья и кажется призрачным посланником окружающей природы, суровой и непредсказуемой, заставляющей человека ощущать себя бессильной песчинкой гигантского мироздания.

Кадр из фильма "Обход Мика"
Кадр из фильма "Обход Мика"

Героев же фильма мучают не только жажда, голод, изнурительная ходьба под палящим солнцем, но и собственные страхи и комплексы. А лучше всех с этим справится женщина. Когда Мик в очередной раз захочет убить индейца, она защитит его с оружием в руках. И тогда пафосно признав своё фиаско, он переложит на неё ответственность за выбор дальнейшего пути.

Кадр из фильма "Обход Мика"
Кадр из фильма "Обход Мика"

Фильм Келли Райхардт скорее антивестерн. Сюжет из времен освоения Дикого Запада она лишает привычных жанровых клише, очищает от налипших за столетия романтичных аллюзий, тем самым максимально приближая историю к реальности жизни. А она, по сути, не сильно изменилась с тех пор, не смотря на технический прогресс.

В фильме нет однозначных ответов о том, куда и за кем идти. Но проводник Мик, без сомнения, искусный демагог и ловкий манипулятор, типичный, к слову сказать, политик, коих за последнее столетие человечество повидало немало. Противостоящая же ему женщина и её демократичный муж принципиально отличаются тем, что находятся в состояние непрерывного осмысления мира и диалога с другими. И в конце концов им придется принять решение, стоит ли довериться странному индейцу, воспринимающему окружающий мир кардинально иначе, чем остальные.

Кадр из фильма "Обход Мика"
Кадр из фильма "Обход Мика"

Когда фильм вышел, многие увидели в нём политическую аллегорию ситуации в США. Мика сравнивали с Бушем, а индейца, как альтернативного проводника, с Обамой. Автор не опровергала этого. А политики, стоит отдать им должное, не обиделся.

о со времен всё больше похоже на то, что в положение заблудившихся переселенцев оказался весь мир.

Кадр из фильма "Обход Мика"
Кадр из фильма "Обход Мика"

Запад – туманное будущее, манящее надеждами на лучшее. Но толком как туда попасть никто не знает. Выбранные в проводники лидеры всё чаще оказываются болтливыми беспечными прохиндеями и самоуверенными самозванцами, искусно пытающимися скрыть свои некомпетентность. Чтобы выбраться из тупика, нужно довериться другим проводникам, но это страшно – слишком необычные, да и принять их мешает опыт прежних разочарований. Повернуть назад невозможно. Можно остаться на месте, но этот путь явно в никуда.

И главный вопрос в том, кто ты - человек, который совершит путешествие, следуя интуиции и эмпатии, или тот, кто останется смотреть, как другие уходят. Именно об этом ни раз в процессе съёмки спрашивала себя режиссер. И с удовольствием отмечала, что большинство из её команды не побоялась тягот путешествия, во многом благодаря чему ей удалось снять этот непростой фильм.

Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino