Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Мушка герцогини Альба

Этот портрет герцогини Альба, наверное, одна из самых известных работ Франсиско Гойи. Его взаимоотношения с этой синьорой требуют отдельного рассказа, равно как и её наряд (а ведь есть ещё "Альба в белом"!). Однако сегодня я предлагаю присмотреться к одной малозаметной детали. Зная эту картину с детства, я разглядела её всего несколько лет назад...

Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба, Франсиско Гойя, 1797. (сс) Wikimedia Сommons
Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба, Франсиско Гойя, 1797. (сс) Wikimedia Сommons

На правом виске герцогини мушка. Такую и уменьшительным словом называть не хочется, настолько она велика!

Про историю этих "пятнышек красоты" я однажды писала (в том числе и про то, как под ними скрывали дефекты кожи). А сейчас замечу, что портрет написан в 1797. К тому времени в Европе мушки, которые ещё недавно были популярными, из моды вышли окончательно. Везде, кроме Испании! Их будут носить ещё и в начале следующего века.

Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба, Франсиско Гойя, 1797. (сс) Wikimedia Сommons. Деталь.
Мария Каэтана де Сильва, 13-я герцогиня Альба, Франсиско Гойя, 1797. (сс) Wikimedia Сommons. Деталь.

Мушки размещались в самых разных местах и на лице, и в зоне декольте; существовал целый язык мушек. Мне доводилось читать, что мушка на виске - символ страстной натуры. Однако, помимо этого, историки пишут и о том, что в данном случае мушка ещё и символ уходящего века. А ещё - что её величина говорит об особенном, высоком положении дамы.

Интересно, что на портрете королевы Марии Луизы того же Гойи, подобная огромная мушка тоже имеется - только на левом виске.

Мария Луиза Пармская, Франсиско Гойя, 1789. (сс) Wikimedia Сommons
Мария Луиза Пармская, Франсиско Гойя, 1789. (сс) Wikimedia Сommons

Ну, страстность королева не к лицу, а вот подчёркивание статуса - то, что нужно!

Кроме того, мушки, в определённой степени, как бы искусственные родинки - а тогда ещё многие верили, что от расположения родинки на лице зависит человеческая судьба...

Мария Луиза Пармская, Франсиско Гойя, 1789. (сс) Wikimedia Сommons. Деталь.
Мария Луиза Пармская, Франсиско Гойя, 1789. (сс) Wikimedia Сommons. Деталь.

А ещё их носили и в медицинских целях: считалось, что, пропитанные целебным веществом, они помогают от головной или от зубной боли! Такие мушки обычно и были большими (толку-то от маленькой?)

Эскиз портрета инфанты Марии Хозефы, сестры короля, к "Портрету семьи Карла IV", Франсиско Гойя,  1800. (сс) Wikimedia Сommons
Эскиз портрета инфанты Марии Хозефы, сестры короля, к "Портрету семьи Карла IV", Франсиско Гойя, 1800. (сс) Wikimedia Сommons

Словом, нам сегодня уже остаётся только гадать, что хотела герцогиня (да и другие синьоры) сказать своей мушкой. И что хотел сказать Гойя...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory