Этот портрет герцогини Альба, наверное, одна из самых известных работ Франсиско Гойи. Его взаимоотношения с этой синьорой требуют отдельного рассказа, равно как и её наряд (а ведь есть ещё "Альба в белом"!). Однако сегодня я предлагаю присмотреться к одной малозаметной детали. Зная эту картину с детства, я разглядела её всего несколько лет назад...
На правом виске герцогини мушка. Такую и уменьшительным словом называть не хочется, настолько она велика!
Про историю этих "пятнышек красоты" я однажды писала (в том числе и про то, как под ними скрывали дефекты кожи). А сейчас замечу, что портрет написан в 1797. К тому времени в Европе мушки, которые ещё недавно были популярными, из моды вышли окончательно. Везде, кроме Испании! Их будут носить ещё и в начале следующего века.
Мушки размещались в самых разных местах и на лице, и в зоне декольте; существовал целый язык мушек. Мне доводилось читать, что мушка на виске - символ страстной натуры. Однако, помимо этого, историки пишут и о том, что в данном случае мушка ещё и символ уходящего века. А ещё - что её величина говорит об особенном, высоком положении дамы.
Интересно, что на портрете королевы Марии Луизы того же Гойи, подобная огромная мушка тоже имеется - только на левом виске.
Ну, страстность королева не к лицу, а вот подчёркивание статуса - то, что нужно!
Кроме того, мушки, в определённой степени, как бы искусственные родинки - а тогда ещё многие верили, что от расположения родинки на лице зависит человеческая судьба...
А ещё их носили и в медицинских целях: считалось, что, пропитанные целебным веществом, они помогают от головной или от зубной боли! Такие мушки обычно и были большими (толку-то от маленькой?)
Словом, нам сегодня уже остаётся только гадать, что хотела герцогиня (да и другие синьоры) сказать своей мушкой. И что хотел сказать Гойя...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory