Найти тему
Библия 18+

Главный враг Бога или несколько слов о дьяволе

Оглавление

Что мы знаем о зле? Формально зло – это противоположность добру. Большая зарплата – добро, маленькая зарплата – зло. Здоровье – добро, болезнь – зло.

А если на это посмотреть с другой стороны. Заработок в пару сотен тысяч станет искушением и окунёт в распутство, а это уже вроде как зло. Я здоров как лось, но энергию трачу на получение прибыли, которая ведёт к распутству... Таким образом, в метафизических прериях мы попадаем в противоречивый мир с извечными вопросами – что есть истинное добро, а что есть истинное зло.

Но сегодня не о противоречиях, а о зле и его природе. В привычной нам среде обитания невозможно понять природу добра без зла. Так же как невозможно осмыслить природу света без тьмы, или тепла без холода. Даже понимая, что встретить чистый чёрный и чистый белый невозможно, мы делим всё и всех на две части. Черное – белое, холодное – горячее, доброе – злое... Нам свойственен дуализм.

А дуализм подразумевает не только чёрное и белое, но и Бога с одной стороны и дьявола с другой. Если Бог – это абсолютное добро, то обязательно должно существовать и абсолютное зло. Сам процесс познания требует сравнительного анализа и как и ко всему на свете, Богу необходим антипод. Чем темнее дьявол, тем светлее Бог. Добро противостоит злу, и как в сказках, в конечном итоге, победит добро.

Кто такой дьявол

-2

Суть демонологии, которую в IV веке более или менее сформулировал Августин такова. Некий ангел «денница, сын зари» с латинского Люцифер воспылал гордостью и возжелал вознестись выше Бога, а то и вовсе свергнуть Всевышнего. Он успешно сеял семена вражды, мало-помалу перетягивая соплименников на свою сторону. Всё это продолжалось до тех пор, пока на Небе не произошла война. И тогда восстал архангел Михаил и низверг падших на Землю. Рассказ этот базируется на нескольких библейских текстах из книг пророков Исаии, Иезекииля, Даниила и Новозаветных посланиях апостола Павла и конечно «Откровения» апостола Иоанна. Нет никакой конкретной хронологи событий, а Исаия и Иезекииль пишут и вовсе о царях вавилонском и тирском, только ну уж с очень большим преувеличением, как бы совсем и не о земных монархах.

Прочитайте «Книга пророка Исаии, глава 14 и книга пророка Иезекииля, глава 28

Так в христианской традиции было положено начало «брендирования» дьявола. А потом появятся иерархии и чины крупных и мелких бесов. С веками могущество дьявола будет расти, нередко, превосходя даже могущество Бога. Странным образом, в очередной раз, была нарушена первая заповедь декалога - «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Западный христианский мир дьявола сделал злым, очень злым, но богом. А все духи из мифов и легенд народного творчества автоматически стали его демоническим войском.

Библейский взгляд

В библии мало дьявола. Имя САТАНА (именно как имя, а не слово означающего "противник") и вовсе звучит два раза, в книгах Иова и пророка Захарии, да и то не факт. Самые яркие слова намекающие на действие сатаны в человеческой истории через земных языческих монархов приведены выше и кстати оба отрывка завершаются похожими мыслями Иезекииль говорит:

«Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя»
А пророк Иссаия:
«Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Библейское слово АД, сродни не огню, который горит, и не сгорает, а огню уничтожающему любой мусор. Всё что попадёт в ад, будет сожжено навсегда.

Авторы библейского текста не отрицают дьявола, но и не превозносят его могущество. Сатана всегда действует под контролем Бога Всевышнего. Вспомните книгу Иова. Это поэтическое произведение, совсем не рукопись о сатане. Но суть отношения к противнику рода человеческого Иов всё же передаёт.

Во-первых, прежде чем нанести вред праведнику Иову, злой сатана просит разрешения у Бога. Во-вторых, позже в поисках правды, Иов ни разу не вспомнит изверга, а все его вопросы и претензии будут направлены исключительно к Богу.

В двух словах, сатана – это ангел, то есть творение вышедшее из рук Творца, и он полностью подвластен Богу, как, впрочем, и Христу. В пустыне искушения Иисус повелел отойти сатане и тот послушно отошёл.

То есть, при всех страхах и ужасах, которые может вызвать вера в демонов, главный враг человека – это не дьявол.

Кто враг

Вавилонская башня" Питера Брейгеля
Вавилонская башня" Питера Брейгеля

Формально, главный враг, противостоящий Богу в библии – это Вавилон. Сначала тот, где строилась та самая вавилонская башня. Вавилон в перевод означает врата к Богу, точнее врата к богам. Однако это не дверь в царство небесное, а скорее магический путь управления богами. Строители вавилонской башни, а потом и империя во главе с Навуходоносором стремилась к этим практикам, если что читайте книгу пророка Даниила, глава 5.  Управлять – это не значит погонять того или иного бога плёткой, это значит знать имя бога, знать ритуалы и практики, которые помогут утолить жажду созданных своими же руками идолов и таким образом сделать их управляемыми.

К тому же именно Вавилон разрушил первый храм и расселил древних иудеев по всей империи смешав все религиозные практики своего времени. Потом Иоанн богослов назовёт Вавилоном Рим. В конечном итоге понятие Вавилон приобретёт значение, что-то вроде смеси власти политической и религиозной, которая будет преследовать, тех кто не поклониться этой власти. Потому фраза из книги «Откровение», звучит страшно «выйди народ Мой из Вавилона, чтобы не участвовать в блудодеянии её».

Однако всё же не Вавилон главный враг Бога и человека. А те, кто построил великий город и всех его идолов.

Человек человеку...

-4

Главный враг Богу — человек. Вавилон создал человек. И тут снова вступает в силу закон противоречия, который отчасти объясняет бессилие всесильного Бога. Врага нужно уничтожить, и разве Богу это сложно. Но библия на всех своих страницах твердит иное. Бог не хочет смерти человека. Я враг, но я и любимый сын. Я строю военные бастионы стремясь то уничтожить Бога, то свергнуть Его власть, то заставить Его работать на меня, а то и просто превращаю Его в кровожадного идола, с помощью которого достигаю власти, денег и славы.

Человек не только враг Богу, но и враг самому себе. Нет такого демона, который нанёс бы человечеству больший урон чем сам человек. Вот тут дьявол в помощь. Мы такие вещи творим с себе подобными, что потом в похмельном синдроме отказываемся верить, что способны на такое. И тогда, легче всё свалить на беса, или на Бога.

Теперь снова к началу поста, к дуалистической природе мышления. Хотите узнать Бога, хоть чуть-чуть, не нужно сравнивать его с дьяволом, лучше сравните с собой. Но не лепите Его по своему подобию, что нам тоже свойственно, ищите Его в чём-то противоположном от себя. Но вопрос в том, смогу ли я оценить себя "хорошего", честно? Если нет, то дьявол поможет.