1908 году лейб-медиком высочайшего двора был назначен Евгений Сергеевич Боткин. «Он был бесконечно добрым. Можно было бы сказать, что пришел он в мир ради людей и для того, чтобы пожертвовать собой» , – так вспоминали о нём родные.
Приглашение на должность придворного врача произошло после того, как царица Александра Федоровна прочитала книгу «Свет и тени русско-японской войны», состоявшую из писем Евгения Сергеевича Боткина. В то время в действующей армии он занимал должность Главноуполномоченного по медицинской части.
Красный Крест и наука
Свою медицинскую деятельность Евгений Боткин начал в 1890 году в Мариинской больнице для бедных, а позднее стал трудиться в Российском Обществе Красного Креста . Сначала он работал рядовым врачом, а затем стал главным врачом сестрической общины во имя святого Георгия в столице. Особенностью этой лечебницы было то, что в ней оказывали помощь людям из беднейших слоёв населения, а среди сотрудников, напротив, были некоторые представители высшего сословия, трудившиеся медсёстрами.
Весь персонал клиники объединяла идея служения ближнему, что соответствовало христианским устремлениям Евгения Сергеевича. Ещё до поступления на работу он начал заниматься научной работой в области иммунологии, в 1893 году защитил диссертацию, прошёл двухлетнюю стажировку в Германии и стал приват-доцентом.
Семья
Родившийся в 1865 году в Царском Селе в семье врача Сергея Петровича Боткина, Евгений был воспитан в православных традициях, унаследованных его отцом от родителей. Дед, Пётр Кононович, создал своеобразную чайную империю. Их купеческая династия была известна известной своей благотворительностью и благочестием.
В своё время критик Стасов писал о Боткиных: «Необыкновенно замечательно по количеству интеллигентных индивидуумов, в нем народившихся, образовавших почти исключительно самих себя и потом игравших очень значительную роль в истории русского развития».
Имя Сергея Боткина было известно при дворе – он служил лейб-медиком при императорах Александре II и Александре III .
До подросткового возраста Евгений обучался дома, а потом был принят сразу в пятый класс гимназии. При поступлении в университет он выбрал физико-математический факультет, но очень скоро понял ошибку, и на следующий год стал студентом открывшейся Военно-Медицинской академии . В 1890 году Евгений женился. Его избранницей стала дворянка Ольга Мануйлова. В браке родились дочь и четыре сына , один из которых умер в младенчестве.
Лейб-медик
По воспоминаниям очевидцев, постоянное общение с царской семьёй не изменило характера Евгения Сергеевича – он по-прежнему оставался внимательным и добрым человеком. В начале Первой Мировой войны он обратился с прошением об отправке на фронт, но император поручил ему организацию тыловых лазаретов в столице.
После отречения императора Боткин остался рядом с царской семьёй , несмотря на отсутствие жалования, а когда их отправили в Тобольск, добровольно отправился за ними, взяв с собой двоих младших детей. Здесь он лечил не только семью Николая II , но и всех горожан, которые обращались за помощью.
При переводе царской семьи в Екатеринбург обслуживающему персоналу было предоставлено право выбора. Сотрудник ЧК И.Родзинский писал: «После перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех... Но все отказались. Боткину предлагали. Он заявил, что хочет разделить участь семьи. И отказался ». Ночью с 16 на 17 июля 1918 года Евгений Сергеевич был казнён.
В последнем письме, найденном в архиве, написано его рукой:
«Моё добровольное заточение здесь настолько времени не ограничено, насколько ограничено моё земное существование. В сущности я умер... умер для своих детей, для друзей, для дела, я умер, но ещё не похоронен или заживо погребён … всё равно, но впоследствии практически одинаковы... Надеждами себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашеной действительности смотрю прямо в глаза... Меня поддерживает убеждение, что претерпевший до конца спасется... Это оправдывает и последнее моё решение, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не поколебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына ».
Память
В 2009 году Генеральная прокуратура РФ реабилитировала Евгения Сергеевича Боткина вместе с членами царской семьи.
Почитание его как святого началось с 1981 года, когда его канонизировала Русская Православная церковь заграницей. В 2016 году Архиерейский Собор РПЦ принял решение причислить Евгения Боткина к лику святых как страстотерпца и праведного врача. Ему составлен акафист (автор – Е.Храповицкий) и молитвы.
Молитва
О, всеславный страстотерпче, достохвальный угодниче Христов, Церкви Православныя поборниче, новомучениче и целителю святый Евгение! Преклоньше колена молим тя: призри на ны, грешныя, к заступлению твоему прибегающия, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли Всемилосердного Бога, Ему же ныне предстоиши со Ангелы и всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкви и утвердит в сердцах наших живый дух правыя веры и благочестия, и избавит нас от всякого искушения и прелести бесовския. По велицей любви твоей, еюже ближния твоя возлюбил еси, испроси у всещедрого Бога Отечеству Твоему (и нашему купно), мир и благоустроение; всем же нам, недостойным, усердно к тебе прибегающим, богоугодное и безмятежное житие и добрую христианскую кончину, тайн Божиих причастною. О, святый заступниче наш не остави нас, слабых и безпомощных, молимся за ны ко Господу и Спасу Нашему Иисусу Христу, да дарует Он, Всещедрый и Премилосердный Господь наш, вся, яже к пользе временней и вечней полезная и потребная; да не воздаст нам по делом нашим, но по неизреченному человеколюбию своему простит нам грехи и согрешения наша, да избавят ны от всякия нужды и печали, скорби и болезни; да ниспошлет нам благое намерение и силу подвизатися во исправлении жития нашего, и в будущем веце да сподобит нас внити в Царствие Небесное и славити купно с тобою Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.