Третий полноформатник Burzum , «Hvis Lyset Tar Oss », можно назвать переломным альбомом в творчестве Варга Викернеса, потому что с этого опуса музыка Burzum стала более отчуждённой, монотонной и угрюмой. На «Hvis Lyset Tar Oss» впервые появилась поистине существенная роль клавишных на металических композициях проекта. Всё это способствовало тому, что альбом начали считать основополагающим для атмосферик-блэк-метала. До «Hvis Lyset Tar Oss » блэк-метал и эмбиент шли порознь друг от друга в музыке Burzum , а на этом альбоме началось их слияние, которое в полной мере будет реализовано на «Filosofem » (1996).
Конечно, смена звучания не была самоцелью для Варга, это явление было скорее результатом личных переживаний музыканта, перемен в его убеждениях. Burzum начинал как блэк-метал проект, но отношение Варга к стилю постепенно становилось другим, что заставляло Burzum отдаляться от изначального направления. Блэк-метал из анти-тренда превращался в тренд, но Burzum успешно находил для себя выход из ситуации. «Hvis Lyset Tar Oss » - это, конечно, ещё не «Filosofem», который звучал очень самобытно, но у третьего полноформатника есть явные отличия от предшествующего творчества проекта.
Итак, на «Hvis Lyset Tar Oss» музыка Burzum стала более монотонной и гипнотической, но также более гнетущей по настроению. Вступительная композиция, «Det Som En Gang Var », отличным образом демонстрирует это. Начинается она со вдумчивых и трагичных клавишных партий, на заднем плане которых звучат соответствующие по настроению риффы. Подобного рода апатическое вступление по духу ближе к эмбиенту, нежели к металу. После него подключается ритм-секция и раздаётся основной рифф композиции, который однозначно является одним из лучших у Burzum. Он звучит грозно и достаточно резко.
Сама композиция «Det Som En Gang Var» продолжается практически 15 минут, в течении которых прослеживаются смены тем от агрессивных до вдумчивых и скорбных. Такие треки, как «Hvis Lyset Tar Oss » и «Inn I Slottet Fra Dr ømmen », больше напоминают прошлые образцы Burzum, так как они примерно настолько же напористые и агрессивные, но, опять же, монотонности на них больше, а партии синтезатора играют на них более существенные роли, особенно в кульминации «Inn I Slottet Fra Drømmen».
Концовка «Inn I Slottet Fra Dr ømmen » - один из лучших моментов альбома. Практически на всём своём протяжении композиция звучит весьма молотильно, но ближе к финалу появляется замедление, где клавишные партии вырисовывают завораживающий пассаж. После сего эпизода «Inn I Slottet Fra Drømmen » завершается эпическими риффами и соло. Это своего рода решающий выброс экспрессии, после чего настаёт черёд заключительной композиции, «Tomhet », которая всецело исполнена в сдержанной эмбиентной манере.
«Tomhet» тоже продолжительная, почти 15 минут длиной, а её название переводится с норвежского как «пустота», и оно отлично отражает то, что композиция намеревается передать. Сначала на «Tomhet» идут медитативные эмбиентные саундскейпы, а потом появляются меланхоличные фэнтезийные мотивы, в лучших традициях данжен-синта. Превосходный контраст для шквала агрессии, присутствующего на предшествующих металических композициях. Отличное завершение альбома, который из-за своей отчуждённости и леденящей атмосферы является одним из лучших в творчестве Burzum.