"Метеор" делает очередной поворот - и по правому борту показывается лесосклад, тянущийся вдоль берега на пару сотен метров. Конечно же, повезут эти брёвна в Китай: баржи с брёвнами - основной речной трафик выше Хабаровска. При виде таких картин, конечно, делается страшно за сибирскую тайгу и жгуче стыдно за отечество, но на самом деле всё куда сложнее: Китай - действительно крупнейший покупатель российского леса, но Россия - не крупнейший для Китая поставщик.
Весь этот лесосклад свободно поместится в трюмах океанского судна, один рейс которого перекрывает сотню рейсов амурских барж, поэтому гораздо больше леса в Китай попадает из Канады, высокотехнологичнейших США, а в последнюю пару лет ещё и, внезапно, из Новой Зеландии. Более того, по экспорту древесины в целом Россия всего вдвое превосходит Швецию и втрое Финляндию, в которых опустынивания как-то не заметно.
Куда более серьёзная проблема дальневосточной тайги - не в том, что её валят, а в том, как: рассчитанные на быструю прибыль лесхозы-однодневки не заморачиваются не то что рекультивацией, а даже уборкой делянок от хвороста и валежника. Который очень хорошо горит, и каждый пожар уничтожает куда больше леса, чем сложено в этих штабелях. Словом - не от этого зрелища надо хвататься за голову.
Лесосклад - основное предприятие села со звучным названием Циммермановка (1,6 тыс. жителей). Словно вопреки которому над домами торчит не кирха и не синагога, а русская Пантелеймоновская церковь (2011-12) - едва ли не единственная на всём маршруте "Метеора" заметная с воды:
Абрам Циммерман - это вовсе не какой-нибудь большевистский подпольщик или красный партизан, а первый начальник основанной здесь в 1861 году почтовой станции, из которой и выросло село. В 1953 году Циммермановка стала центром строительства "второй очереди" железной дороги на Сахалин, и до закрытия работ просеку успели протянуть даже чуть дальше, к стоящему в стороне от реки посёлку Решающий. Где-то между Циммермановкой и Нижнетамбовским даже сохранились полуразвалившиеся деревянные мосты.
За циммермановскими избами проходит дорога, по которой из Комсомольска путь досюда занимает 4-6 часов. "Метеор", однако, всё равно проносится мимо без остановок. Лишь при очень низкой воде Циммермановка становится "запасным аэродромом" для соседней Киселёвки, куда пассажиры добираются на моторных лодках.
Здесь долина Амура приходит в канонический вид, знакомый по учебникам географии 7 класса: по левому борту - бескрайние топкие мари, простирающие к туманным хребтам:
По правому - лесистый коренной берег, порой проступающий скалами.
См. также.
Амур. Чем эта река примечательна и необычна ?
"Метеор". Пассажирский транспорт низовий Амура .
Нижнетамбовское и Ягодный. Неоконченные стройки СССР .
Киселёвка. Село, доступное только с воды.