В Деян. 16:25-34 дается поучительный, вдохновляющий и заслуживающий доверия пример единственного способа спасения - обращение филиппийского темничного стража и его семьи. Этот очерствевший надзиратель не испытывал тёплых чувств к двум избитым заключённым, чьи спины были не только в рубцах и шрамах, но, вполне вероятно, еще и кровоточили. Не заботясь о гуманности, стражник думал об одном: начальство приказало обеспечить повышенную охрану. Поэтому он не только отправил Павла и Силу во внутреннюю камеру, но и для верности заковал их ноги в колоды.
Надзирателя разбудило землетрясение - настолько сильное, что оковы заключенных упали и двери тюрьмы открылись. Узнав, что никто не убежал, он был в недоумении. Но вдруг он понял, что за двумя избитыми мужчинами, которых он заковал в колоды, стоит великая сила, стоит Тот, кто управляет всем миром. Эти двое не убежали из тюрьмы, когда у них была такая возможность! Какая-то невидимая сила заставила даже заслуживших свое наказание узников остаться на месте! В судьбе двух избитых пленников явно принимала участие какая-то гигантская мировая сила. Испуганный надзиратель захотел, чтобы эта невидимая сила была и на его стороне! Он был готов проявить уважение к тем людям, которые раньше были ему безразличны. Он понял, что они были провозвестниками этой громадной мировой силы! Случившееся убедило стражника в том, что словам этих людей нельзя противиться. Он был готов на всё, что бы они ни приказали. Дрожа от страха, он упал перед теми, кто получил такую поддержку от Правителя мира. Позже, выводя их из тюрьмы, он воскликнул: “Что мне делать, чтобы спастись?”
Спастись? Что он имеет в виду? Избавиться от угрозы смерти при землетрясении? Если это и было у него на уме, то Павел повернул его мышление к избавлению, которое во Христе. Христос не обещал спасения от землетрясений. Иисусово спасение двояко: (1) избавление от вины греха (Мф. 26:28; Лк. 19:10; Ин. 8:24; Деян. 22:16) и (2) избавление от ада, “от грядущего гнева” (1 Фес. 1:10; см. Мф. 25:41; Мк. 9:47, 48).
“Спастись” - не значит “спасти самого себя”. Если вопрос надзирателя перевести дословно, то мы увидим, что он употребил страдательный залог: “...чтобы быть спасённым”, и в этом заключена особая истина. Грешник не может спастись самостоятельно; он полностью зависит от кого-то другого. Если бы человека могли спасать его добрые дела, то Иисус ему был бы не нужен. Он мог бы сказать Христу: “У Тебя были благие намерения, когда Ты умирал за меня, но мне не нужна была такая жертва”. Но истина такова, что ни один человек не может избавиться от вины даже одного греха. Только Бог может сказать: “Ты прощён”. Таким образом, стражник, поняв, что спасение зависит не от него, подошел к этому вопросу смиренно и правильно.
С другой стороны, употребив слово “делать”, он также выразил великую истину. Хотя в абсолютном смысле грешник не может ничего сделать, чтобы заслужить своё спасение (Еф. 2:8, 9), Спаситель спасает лишь тех, кто “делает” - исполняет Его волю (Мф. 7:21), кто слушается Его (Евр. 5:9). Правильно информированный грешник не гордится тем, что исполняет Его заповеди (Лк. 17:10). Он все время осознает, что он - грешник, спасённый благодатью , а не собственными похвальными делами. Он не может заработать спасение (Рим. 4:4, 5; Еф. 2:8, 9).
Употребив местоимение “мне”, темничный страж тем самым провозгласил ещё одну важную истину. “Мне” предполагает, что человек не спрашивает, что сделали Авель, Авраам, Моисей или разбойник на кресте, чтобы спастись. Слово “мне” указывает на следующий смысл его слов: “Я хочу знать, что нужно делать грешнику, чтобы спастись сегодня - не в век патриархов, не при иудаизме, не в дни Иоанна Крестителя, не во время личного служения Христа, а сейчас, в моё время”. Это слово выражает следующее: “Я не полагаюсь на то, что моя верующая мать могла сделать для меня, младенца, когда крестила меня окроплением, как и не намерен полагаться на то, что могут сделать для меня родственники или друзья после моей смерти, крестившись за меня или заказав для меня мессу. Я буду полагаться лишь на то, что сделаю я сам”. Местоимение “мне” делает вопрос очень личным.
Постановка вопроса стражником (“что мне делать...?”) указывает на то, что он - дрожащий, перепуганный человек среди ночи - не хотел слышать какие-то рекомендации по спасению или возможные варианты. Он хотел услышать только главное, только то, без чего нельзя обойтись. Слово “что” является органичным компонентом в этом вопросе. По сути он говорил: “Дайте мне чёткие, ясные указания, по пунктам: один, два, три, относительно всего, что необходимо сделать”. Ему не нужны были общие положения; он хотел, чтобы проповедники сразу сказали ему главное. В общем, какой разумный вопрос он задал! Каждое слово в нём значимо.
Прямым и недвусмысленным ответом проповедников было: “Веруй в Господа Иисуса Христа” . Они сказали кратко, но фактически охватили все самое главное перед тем, как начали проповедовать (Деян. 16:32). То, что они сказали в пяти словах, было кратким изложением всего того, что должно было последовать дальше. Очень может быть, что темничный страж никогда не слышал ни имени “Иисус”, ни даже имени истинного Бога. Ответ, вероятно, поразил его и заставил спросить: “А кто такой Господь Иисус Христос?” В результате немедленно последовало полное и подробное “слово Господне”, содержащее конкретные указания, о которых спрашивал надзиратель.
Некоторые думают, что спасение осуществляет только Христос (Ин. 14:6; Деян. 4:12), который есть “всё” (Кол. 3:11; см. 1 Кор. 1:30), в чём нуждается грешник, в котором человек имеет “полноту” (Кол. 2:10). Они говорят, что в повелении “веруй в Господа Иисуса Христа” есть всё, потому что оно включает всё необходимое для того, чтобы стать христианином. Однако нельзя отжать слово “веровать” так, как мы выжимаем воду из губки. Воображать, что в результате этого процесса останется “только вера”, - значит искажать вдохновенных проповедников из Деян. 16:31 и весь Новый Завет. “Только вера” не может спасти никого (Иак. 2:19, 24; см. Ин. 12:42).
Однажды в религиозной дискуссии проповедник, придерживающийся принципа “только вера", процитировал перед тысячной аудиторией: “Веруй..., и спасёшься”, - а затем начал скандировать: “И ни капли воды при этом, ни капли воды при этом”. Так он пытался высмеять крещение. Его оппонент, показывая его неправоту, в тон ему произнес: “И ни слова о покаянии при этом, ни слова о покаянии при этом”. По логике этого проповедника с его принципом “только вера”, можно спастись без покаяния. Но так как он учил, что покаяние всё же требуется, то аудитория могла увидеть его непоследовательность и предубеждение, с которым он относился к крещению.
Вдохновенные проповедники из Деяний, открывая подробности “слова Господня” темничному стражу и его семье, учили не только вере в Иисуса, но также покаянию и крещению. Тот факт, что надзиратель омыл раны жестоко избитых Божьих людей, указывает на его покаяние. Кроме того, отрывок повествует о ночном крещении. Рассмотрев всё это в целом, можно вернуться к первому краткому ответу “веруй в Господа Иисуса Христа” и увидеть, что слово “веруй” употреблено как всеобъемлющее, комплексное слово, содержащее, по крайней мере, три элемента: веру, покаяние и крещение. Повторюсь: кто понимает, что именно проповедники подразумевали под повелением “веруй”, тот понимает, что всё это они выразили одним словом.
Отстаивающие идею окропления вместо погружения в воду заявляют, что темничный страж был крещён в тюрьме, и поэтому крещение в воде было маловероятно. Однако текст ничего не говорит о крещении в темнице, ибо проповедников вывели “вон” (16:30). Они прочитали проповедь, крестили людей и были приведены “в” (16:34) дом надзирателя. Где-то между тюремной камерой и местом жительства стражника произошло крещение, что не предполагает никаких доказательств в пользу окропления.
Некоторые сегодня говорят: “Мы крестим погружением в воду”, - тем самым идя на компромисс с истиной. Можно точно так же сказать: “Мы пережёвываем жеванием” или “мы лобызаем целованием”. Нет иного способа крещения, нежели погружение в воду. Говорить “мы крестим погружением в воду” - значит намекать, что есть ещё какие-то способы крещения.
Кроме того, некоторые говорят о “методе” погружения, в то время как Библия не даёт никакого “метода”. Погружать в воду можно по-разному (спиной, лицом, вертикально), но ни один способ конкретно не указан. Бог не узаконил какой-то один метод крещения; Он только повелел, чтобы было крещение - погружение в воду.
Те, кто крестит окроплением, порой хватаются за тот факт, что крестилась вся семья темничного стража, говоря при этом, что в доме могли быть и младенцы. Однако текст показывает, что в его семье все были достаточно взрослыми, чтобы выслушать проповедь (16:32), а после крещения возрадоваться (16:34). Следовательно, изучив текст, мы должны сделать вывод, что этот рассказ не включает крещение младенцев.
Описание обращения темничного стража свидетельствует ещё о двух великих фактах в отношении крещения. Во-первых, до самого акта крещения все волновались и пребывали в возбуждённом состоянии. И только потом тюремный страж с семьёй успокоились, возрадовались и сели за полночную трапезу. В книге Деяний ничего не говорится о том, чтобы кто-либо из грешников, уверовав в Иисуса, ел или пил до своего крещения. Во-вторых, в этом рассказе важность крещения угадывается в том факте, что его не стали откладывать и осуществили прямо ночью. Это показывает настоятельность данной заповеди в новозаветной проповеди. Откладывать крещение до какого-то особого случая или даже до утра - значит откладывать на этот срок и спасение.